«Белый кречет» полетит по расписанию

Проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали и подвижного состава для нее планируется реализовать в ближайшие четыре года.

Читать на monocle.ru

Процесс создания высокоскоростного поезда «Белый кречет» для первой российский ВСМ идет по плану. Об этом сообщил президент Свердловского областного союза промышленником и предпринимателей (СОСПП) Дмитрий Пумпянский, выступая на профильной секции в рамках международного форума «Транспорт России».

Глава кабинета Михаил Мишустин, выступая на пленарной сессии форума, так же коснулся проекта ВСМ, подчеркнув его важность для увеличения связности страны и экономики в целом, и также напомнил о том, что график реализации проекта должен соблюдаться.

Контакт на производство двух первых тестовых поездов для ВСМ-1 был подписан РЖД в апреле этого года. Исполнитель – компания «Уральские локомотивы» (Свердловская область, входит в холдинг «Синара – Транспортные машины»). Общая сумма контракта – 12 млрд рублей, срок поставки  – до конца марта 2028 года.  Всего для ВСМ-1 предполагается построить 41 поезд.

«Белый кречет» будет способен развивать скорость до 400 км/ч, эксплуатационная скорость – до 360 км/ч. Это позволит добраться из Москвы до Санкт-Петербурга за 2 часа 15 минут.

В дальнейшем, по мере развития высокоскоростных магистралей и созданию новых маршрутов производство поездов будет увеличиваться.

Стоимость всего проекта ВСМ-1 с учетом строительства инфраструктуры и создания подвижного состава составляет 2 трлн 349 млрд рублей. Это делает его крупнейшим инфраструктурным проектом в стране.

«Обычно концессии подобного рода финансируются государством, здесь – наоборот. 75 процентов средств это не государственные средства, а те государственные средства, которые вкладываются, будут возвращены полностью государству», – рассказал первый заместитель председателя правления ПАО «Сбербанк» Александр Ведяхин. Из общей суммы 1 трлн 241 млн – кредитные средства: синдикат на создание инфраструктуры (960 млрд) и синдикат на создание подвижного состава (281 млрд). Также в проект будет инвестировано 300 млрд рублей из ФНБ.

Отметим, что в августе прошлого года сообщалось, что холдинг «Синара – Транспортные машины» подыскивает площадку для размещения завода по сборке поездов ВСМ в Москве. Причем, планировалось начать его строительство уже в 2024 году. Понятно, что такое крупное предприятие – это высококвалифицированные рабочие места и значительные налоговые отчисления. Поэтому не удивительно, что Москва как субъект, лоббировала размещение производства на своей территории, тем более что город серьезно инвестирует в проект по созданию высокоскоростной железнодорожной магистрали. Также правительство Москвы имеет 30% в капитале разработчика поезда – компании «Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта». 60% - у РЖ, и оставшиеся 10% у «Группы Синара».

Вместе с тем, выбор Свердловской области и завода «Уральские локомотивы» обусловлен тем, что железнодорожное машиностроение и, в частности, создание скоростных поездов здесь развивается уже давно. «Уральские локомотивы» известны как производитель скоростного электропоезда «Ласточка» (разработан совместно с немецкой компанией «Сименс») и его максимально локализованной версии – «Финист».

По словам Дмитрия Пумпянского, для сборки высокоскоростного поезда «Белый кречет» нужно более 30 тысяч узлов, деталей и компонентов. Причем, 1200 из них в нашей стране никогда не производились. В итоге импортных комплектующих в поезде будет не более 15 – 20%. В проект вовлечено порядка 300 предприятий по всей России, из них около 40, как и «Уральские локомотивы», находятся в Свердловской области. Эти предприятия порядка 20 лет участвуют в производстве скоростных поездов, наращивают компетенции, и это дает определенную фору проекту создания высокоскоростного подвижного состава.

«С нуля, за два-три года такую технологически новую платформу построить невозможно», – считает Дмитрий Пумпянский.

Что касается собственно железнодорожного пути, то здесь ожидается, что проектирование планируется завершить уже в следующем году. Проект ВМС-1, как известно, предполагает строительство линии протяженностью около 680 км. Уже определено, что железнодорожные пути будут построены по безбалластной технологии.

Как рассказал Роман Пивовар, заместитель генерального директор ГН «Нацпроектстрой», допустимая просадка железнодорожного пути на всем протяжении срока эксплуатации, то 50 лет и более, должна составлять не более 15 мм. Вес одной железобетонной конструкции, которая должна будет обеспечить такую устойчивость пути, составляет 740 тонн. Для того, чтобы их изготавливать вдоль всей трассы будет построено 12 заводов. Все на строительстве инфраструктурных объектом, во словам Романа Пивовара будет задействовано более 30 тыс. человек.