В крупном американском банке указали на угрозу для американской экономики именно оттуда, откуда она ждет помощи.. Впрочем, вопрос о непредвзятости прогнозов, обещающих проблемы из-за обещанного Дональдом Трампом роста тарифов, остается открытым не меньше, чем их достоверность, которую проверит только время.
Главный экономист банка Morgan Stanley Сет Карпентер считает обещанные Дональдом Трампом для защиты американской экономики от конкуренции тарифы против импортных товаров не только ее защитой, но одновременно и угрозой. Причем, максимальный негативный эффект предполагаемые тарифы окажут, пишет CNBC, если будут введены все одновременно. По мнению Карпентера, одновременный ввод тарифов на импортные товары станет мощнейшим шоком для первой экономики планеты и приведет к замедлению темпов ее роста. Особенно заметным это снижение будет в 2026 году.
Надо сделать оговорку о том, что такие прогнозы зачастую основаны не только на некоей абстрактной экономической логике, но и на конкретных экономических интересах. Любому нью-йоркскому инвестбанку с клиентами по всему миру интересы какого-либо европейского крупного экспортера в Штаты, который рискует пострадать от тарифов, а то и, страшно сказать, экспортера из Китая могут быть ближе интересов как тех производственных компаний в США, которые обещает защищать Трамп, так и американского госбюджета. В наиболее патриотичном случае такой банк может печься об интересах крупного импортера в Штаты и именно с их учетом выпускать свои тревожные прогнозы о тарифах. Тем более, что, в конце концов, это лишь одна из допустимых гипотез о том, что будет происходить на рынках и в экономике в целом.
Напомним, в ходе избирательной кампании Дональд Трамп обещал ввести тарифы на товары из всех стран на уровне 10-20%. При этом 47-й президент США, известный нелюбовью к Китаю, подготовил для Пекина особые тарифы на уровне от 60 до 100%!
Во время сентябрьских дебатов он объяснил, что, кроме защиты американского производителя, тарифы должны помочь получить деньги непосредственно от конкурентов.
В вопросе с тарифами очень важно решить, когда и как быстро их следует вводить. Дело в том, что в случае одновременного ввода тарифов на импорт может сильно пострадать и собственная экономика, объясняет Сет Карпентер. Он считает, что ввод Трампом тарифов в 2025 году приведет еще и к росту инфляции.
«В 2026 году, по нашему мнению, в Америке начнется существенное замедление темпов роста экономики, - объясняет Карпентер. - Причина в тарифах на импорт, а также в ряде других моментов (в экономической политике Трампа)».
Главный экономист Morgan Stanley уверен, что тарифы подтолкнут вверх инфляцию, с которой так долго боролся американский центробанк при помощи высокой ключевой ставки. Он также подчеркивает, что тарифы замедляют рост экономик как стран, против товаров которых они вводятся, так и против экономики страны, которая их вводит.
С Сетом Карпентером соглашаются и другие экономисты. Марк Малек из Siebert, например, обращает внимание на то, что если тарифы Трампа наложатся на тарифы, введенные при Джо Байдене, то инфляция особенно заметно повысится в таких секторах экономики, как автопром, бытовая электроника, машиностроение, строительство.
С Китаем, к которому плохо относятся в Америке в XXI веке, похоже, все президенты, случай особый. Здесь следует напомнить, что тарифы Трампа прибавятся к уже введенным администрацией Байдена 100-процентным тарифам на китайские электромобили.
Конечно, такие высокие тарифы не могут не оказать сильного влияния на автопром. Но даже минимальные, 10-процентные тарифы на импортные товары, объясняет Малек, увеличат расходы таких компаний, как Tesla, Microsoft и Apple. Можно с большой долей уверенности спрогнозировать, что они постараются переложить как можно больше этих дополнительных расходов на плечи или, вернее, кошельки американских потребителей.
Индекс потребительских цен (CPI) в США в октябре подрос на 2,6% в годовом выражении, что немного больше сентябрьского показателя (2,4%). Инфляция наконец устойчиво, по крайней мере, так считают в ФРС, пошла вниз, что и позволило Федрезерву, главному американскому банку, активно снижать ставку последние месяцы.