Си провел четыре красных линии для США.
Недавняя встреча между Председателем КНР Си Цзиньпином и президентом США Джо Байденом на саммите АТЭС в Лиме прошла в удивительно откровенной атмосфере. Особенно удивило, что откровенность проявил китайский участник встречи, отличающийся сдержанностью и осторожностью. При этом, говоря с Байденом, он говорил, по сути, уже с будущим президентом, то есть с Трампом.
Сейчас ситуация сильно отличается от обычной в подобных случаях. Председатель Си и «новый-старый» президент Трамп знают друг друга по четырем годам совместной работы во время первого президентского срока Трампа (2016-2020). Поэтому они смогут полностью пропустить ознакомительную фазу отношений. А время не ждет, так как Дональд Трамп уже показал, что за 4 последних года не изменил отношения к Китаю, подтвердив это назначением в свою администрацию откровенных «ястребов» по отношению к Поднебесной.
Си Цзиньпин постарался донести через Байдена до Дональда Трампа, который через два месяца начнет исполнять обязанности 47-го президента США, то, какими хотел бы видеть отношения с США в следующие четыре года. При этом китайский лидер впервые (ранее этим всегда занимались его подчиненные) обрисовал так называемые «красные линии», то есть те принципиальные вопросы, по которым Пекин ни за что и никогда не пойдет на уступки.
И таких красных линий у Поднебесной сейчас четыре. Это Тайвань, демократия и права человека, китайский путь и китайская система, а также право Китая на развитие.
«Это самые важные моменты для китайско-американских отношений, (которые позволят им оставаться нормальном состоянии и не сползать в конфронтацию)», — подчеркнул в разговоре с американским президентом Си Цзиньпин.
Главным вопросом в отношениях Китая с любой страной является Тайвань. Тайвань - одна из основ как внешней, так и внутренней политики Пекина с момента образования КНР. От концепции, что этот остров является частью территории КНР, Пекин никогда не отказывался и в будущем отказываться не намерен. По этому вопросу он ни с кем и никогда не шел и не пойдет ни на какие компромиссы и уступки.
Между тем, вопрос Тайваня важен и для США. Он имеет для них, помимо политико-дипломатического, стратегическое значение как мировой лидер в производстве полупроводников, а также как центр безопасности в Южно-Китайском море.
Следующие четыре года обещают быть для двух главных экономик планеты сложными и напряженными. Несмотря на то, что в 2018 году Дональд Трамп назвал отношения с Си «невероятными», подразумевая, что они прекрасно понимают друг друга, вместо того, чтобы воспользоваться этой «невероятностью» для улучшения отношений, он развязал против КНР торговую войну.
Теперь же отношения между США и КНР, непростые и при Джо Байдене, вполне могут взойти еще на одну ступеньку на лестнице эскалации, если Дональд Трамп исполнит одно из наиболее часто повторяемых им во время избирательной кампании обещаний: ввести на китайский импорт тарифы в размере не менее 60%.
Со своей стороны, Пекин и во время первого президентского срока Трампа, и в годы президентства Байдена неизменно подчеркивал, что призывает к поиску компромиссов и не хочет обострения отношений с Америкой. Но в Вашингтоне так же неизменно не обращают на эти призывы внимание. И впредь Дональд Трамп, похоже, настроен на обострение отношений с главным и соперником США и в отличие от Джо Байдена сделает Китай приоритетом своей внешней политики. Но теперь Китай может напомнить: «мы вас предупреждали» — и сделать свой ход.