Нехватка рабочей силы в отрасли является главной проблемой, с которой приходится иметь дело судоходным компаниям.
В судоходной отрасли возник большой дефицит рабочей силы, который приводит к тревожной комбинации фальшивых резюме при приеме на работу, аварий и несчастных случаев в море и чересчур высоких фрахтовых ставок.
«Нам постоянно не хватает моряков», - цитирует CNBC старшего аналитика Drewry Ретта Харриса, под словами которого наверняка подпишутся и все остальные эксперты и, в первую очередь, капитаны кораблей.
Дефицит рабочей силы в отрасли объясняется бурным ростом в последние годы количества новых кораблей, спускаемых на воду. Рост численности моряков за ним просто не успевает и с каждым годом все больше и больше от него отстает, что и приводит к нехватке моряков. Причем, дефицит менеджеров и инженеров даже больше, чем моряков на кораблях.
«Компании вынуждены брать на работу менее опытных моряков, чем необходимо»,- объясняет тревожную ситуацию Харрис.
Эксперты объясняют дефицит квалифицированной рабочей силы атаками хуситов в Красном море, а также конфликтом на Украине. «Россия и Украина давали много опытных моряков», - сказал CNBC Дейжин Ли из FertiStream.
Кроме России и Украины, на которых приходилось 15% всех моряков на глобальном рынке, крупнейшими поставщиками моряков являлись, по данным Международной палаты судоходства (ICS) BIMCO за 2021 год, Филиппины, Китай и Индонезия.
ICS прогнозирует к 2026 году дефицит квалифицированных моряков на уровне 90 тысяч человек. Геополитическая напряженность в районе Красного моря тоже негативно влияет на рынок труда в судоходной отрасли, утверждает ICS, делая профессию моряка значительно опаснее. Не желая подвергать жизнь опасности, многие опытные моряки предпочитают работу на берегу работе в море.
Особую тревогу в отрасли вызывает снижение популярности профессии моряка у молодого поколения. В том числе и по финансовым соображениям. В результате многие судоходные компании пытаются привлекать молодежь, улучшая условия труда и отдыха на кораблях, а также сокращая длительность плаваний до двух-четырех месяцев. А за такой срок, прямо по поговорке, далеко не уплыть, по океанским меркам конечно.
Еще одна вынужденная мера – повышение зарплаты. Это действительно привело к бурному росту числа людей, пытающихся устроиться на корабли. Казалось бы, вот он, ожидаемый результат, но нет. Большинство стремящихся взойти на борт судна в качестве новых членов команды пытается использовать для этого фальшивые резюме, да и объективно не соответствует требованиям.
Все это приводит к ухудшению ситуации с безопасностью во время плаваний. Согласно исследованию Всемирного морского университета (WMU), св. 93% обследованных в ходе исследования моряков жалуются на усталость, возникающую в результате дефицита моряков на кораблях. Главной причиной аварийности на море сейчас считается усталость моряков.
Сложная ситуация, возникшая в судоходной отрасли, крайне негативно влияет на глобальные цепочки поставок, потому что более 80% всей глобальной торговли, согласно данным Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD), осуществляется по морю.
Не стоит забывать и проблем с финансами. Солидную часть операционных расходов на кораблях составляют зарплаты моряков. Сейчас они высокие и такими останутся в обозримом будущем, потому что судоходные компании пытаются привлекать моряков на свои корабли, что называется, длинным рублем. Большие операционные расходы судоходных компаний приводят к высоким ставкам фрахта и тем самым повышают инфляцию.
Многие эксперты считают, что дефицит рабочей силы в судоходной отрасли продлится еще несколько лет.