Бюджет на 2025 год может потопить правительство Мишеля Барнье и вновь разжечь политический кризис во Франции.
Еще никогда доходность французских гособлигаций не поднималась до уровня бумаг правительства Греции. Но все, даже такие казавшиеся невероятными еще какие-нибудь пару лет назад вещи, когда-нибудь происходят в первый раз.
На этой неделе такое невероятное событие произошло с 10-летними французскими гособлигациями, всегда считавшимися одними из наиболее надежных в еврозоне. На опасениях за судьбу правительства Мишеля Барнье, которое может не пережить свой первый же бюджет, и общем неважном состоянии экономики Франции доходность 10-летних французских гособлигаций в моменте поднималась до 3,03%, после чего, правда, вскоре вернулась к прежним цифрам. Такая же доходность в тот момент была и у 10-летних греческих облигаций. Напомним, что сравнение с Греций объясняется тем, что эта страна на юге континента оказалась в эпицентре долгового кризиса в Европе полтора десятилетия назад.
Инвесторов очень тревожит судьба бюджета Франции на следующий год, объясняет Bloomberg. Правая партия «Национальное объединение» (NR, до 2018 года ультраправая партия «Национальный фронт») угрожает правительству Пятой республики вотумом недоверия, если при принятии бюджета не будут учтены ее требования и поправки. Ралли на французском рынке облигаций, возникшее после заявления министра финансов Антуана Армана о том, что он готов пойти на уступки по проекту бюджета Франции на 2025 год, оказалось слабым и никак не повлияло на тяжелую обстановку на долговом рынке.
«Это не коллапс, но мы рискуем рвануть вниз, как самолет, уходящий в пике,- прокомментировал ситуацию Арман в интервью радиостанции RMC.- К такому падению может привести бюджет на следующий год».
Антуан Арман не стал раскрывать, о каких конкретно уступках идет речь, но он подтвердил, что премьер Барнье готов согласиться на отмену повышения налога на электроэнергию, которое требует партия Марин Ле Пен. Кроме этого, Ле Пен также требует изменить меры по сдерживанию роста расходов на пенсии и сокращение расходов на здравоохранение.
Слова главного финансиста Франции снизили доходность 10-летних гособлигаций в четверг, 28 ноября, на 6 базисных пунктов до 2,97% и сократили разрыв в доходности с немецкими облигациями, наиболее популярными и надежными в Европе, до 84 базисных пунктов. Доходность правительственных бумаг сейчас выше на 40 пунктов показателя начала лета, когда президент Макрон объявил о внеочередных выборах и вверг Францию в затяжной политический кризис.
Эта неделя выдалась крайне неудачной для 10-летних французских гособлигаций, которые, по данным BNY, опустились до самого низкого более чем за два года уровня. Исход инвесторов привел также к падению фондового рынка. Этот год, скорее всего, станет для главного фондового рынка Франции – САС 40 худшим за полтора десятилетия.
Дальнейшее развитие событий будет зависеть от того, как в ближайшие дни или недели отреагирует на уступки правительства NR. Мишель Барнье, напомним, разработал план для сокращения расходов госбюджета и повышения налогов на 60 млрд евро, чтобы в следующем году снизить дефицит бюджета до 5% ВВП Франции. В этом году дефицит ожидается на уровне 6,1%.
Партия Марин Ле Пен, хотя и не входит в правительство, состоящее в основном из центристов Макрона и консервативных «республиканцев» Барнье, но обладает достаточным количеством голосов в Национальной ассамблее, нижней палате парламента Франции, для того, чтобы свалить правительство. Она намеревается сделать это при помощи вотума о недоверии благодаря поддержке левого объединения «Новый народный фронт».
Кроме проблем с бюджетом, нервозности рынкам и инвесторам добавляет и ситуация вокруг суверенного кредитного рейтинга Франции. Сегодня должен выйти рейтинг агентства S&P Global Ratings. Напомним, в октябре два других агентства из Большой тройки: Fitch Ratings и Moody’s Ratings дали негативный прогноз, ссылаясь на ухудшение ситуации с общественными финансами и политическими проблемами.
Говоря о проблемах президента Макрона и Франции, следует напомнить и то, что доходность 10-летних французских гособлигаций догнала или обогнала доходность аналогичных облигаций трех из четырех стран неформальной группы южно-европейских стран, состоящей из Португалии, Испании, Италии и Греции, считавшихся в последние годы слабыми и проблемными в отношении экономики и финансов.