В преддверие большой конференции президента РФ Владимира Путина «Монокль» опросил экспертов, как они оценивают основные макроэкономические показатели России.
Традиционно в своем выступлении Владимир Путин поднимает тему показателей, характеризующих текущую экономическую ситуацию в России. В их числе валовый внутренний продукт (ВВП), темпы промышленного производства, доходы населения. В непростое для нашей страны время большую роль играют локализация и импортозамещение. Безусловно, в сегодняшнем выступлении глава государства назовет официальные цифры и, вероятно, прогнозы.
Мы попросили аналитиков высказать свое мнение о том, что происходит с этими показателями сегодня и чего они ожидают от них в перспективе.
Ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев
Ожидаемый рост ВВП в России в 2024 году — 3,8%. Основной рост производства приходится на нефтегазовую отрасль, обрабатывающие производства, торговлю. Вклад первой в общий ВВП будет выше ожидаемого в конце 2024 года из-за экспортных статей дохода (при слабом рубле прибыль экспортеров, а значит и отчислений в бюджет, выше).
По итогам следующего года ожидается снижение роста до +1,5-2%.
Управляющий эксперт Центра аналитики и экспертизы ПСБ Денис Попов
Рост реального ВВП в 3-м квартале составил 3,1% г/г. За 9 месяцев ВВП вырос на 4,2%. По оценкам Минэкономразвития в октябре рост реального ВВП составил 3,2% г/г.
Таким образом экономический рост замедлился с 4-5% в первом полугодии до 3% в третьем квартале. Краткосрочная статистика и динамика опережающих индикаторов указывает, что в 4-м кв. торможение приостановилось.
Основными драйверами роста ВВП остаются обрабатывающая промышленность и торговля (оптовая и розничная). В результате в последнее время возобновилась тенденция к улучшению прогнозов роста реального ВВП в 2024 году. Прогноз рынка сблизился с официальным прогнозом (3,8-4% и 3,9% по прогнозу МЭР).
Ожидания на 2025 год, напротив, ухудшаются. Постепенно консенсус-прогноз снижен с 2% до 1,5% по росту реального ВВП. Факторами для ухудшения ожиданий являются риски торможения инвестиционной активности, на фоне сверхжёсткой политики ЦБ, а также угрозы снижения экспорта, на фоне усиления прямых и вторичных санкций.
Совладелец страхового брокера Mainsgroup Сергей Худяков
Мы солидарны с прогнозами Банка России. В ближайшие 12 месяцев темпы роста ВВП сократятся. Ожидаемый рост от околонулевых отметок до 2%. Основные риски по-прежнему связаны со сложной геополитической обстановкой, неопределенностью в сфере мировой внешнеторговой политики. Плюс к этому негативное влияние оказывает ужесточение кредитной политики и жесткий кадровой дефицит.
Председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза
Мы 30 последних лет отставали от мирового развития в среднем в 1,5 раза. Стало очевидным, что сырьевая экономика не может обеспечивать значительный рост. Одна из главных внутренних причин — это структура инвестиций. Есть экономический закон, признанный многими специалистами и экспертами, согласно которому 2% роста инвестиций в основной капитал дают 1% роста экономики. Чтобы развиваться наравне с мировой экономикой, капиталовложения должны составлять не менее 25% от ВВП. На протяжении последнего времени этот показатель в РФ был равен 17-18%. Сейчас начался небольшой рост, и я надеюсь, что эта тенденция сохранится. Для сравнения — у Китая более 40% от ВВП составляют вложения в основной капитал.
Нам предстоит колоссальная работа по восстановлению промышленного потенциала страны. Мы практически утратили станкостроение, инструментальную отрасль, большую часть химической и фармацевтической промышленности.
Нам нужна Новая индустриализация. Россия уже совершала подобный прорыв в ходе первой индустриализации. С 1930 по 1970 год у нас было построено около 30 000 крупных предприятий. Вот такую же Индустриализацию 2.0 нам необходимо провести. Для этого у нас есть все: энергетика, кадры, наука и ресурсы.
Но радикальное повышение ставки ЦБ делает невозможным развитие промышленности. Первое – это сдерживает рост инвестиций в основной капитал. Вторая проблема заключается в том, что высокой ставкой ЦБ РФ подсказывает, какую политику проводить. Соответственно, производители повышают цены на свою продукцию, чтобы она соответствовала инфляции и не снижала реальную стоимость. И третья большая проблема – это когда ключевая ставка в два раза больше, чем инфляция, и выгоднее не инвестировать, а положить деньги на банковский вклад и получить доход в два раза больше инфляции.
Совладелец страхового брокера Mainsgroup Сергей Худяков
Большинство компаний-производителей сейчас испытывают объективные трудности – продолжающаяся потребность в перестройке логистических цепочек и поиске новых партнеров и рынков сбыта, проблемы с трансграничными переводами, незавершенная программа импортозамещения, так как по-прежнему очень большое количества сырья, материалов, оборудования, техники необходимо импортировать, но при этом у новых партнеров ввиду санкционных ограничений. Все это, к сожалению, в текущих геополитических условиях предполагает кратно повышенные транзакционные издержки для бизнеса.
В дополнение к этому – увеличение налога на прибыль в 2025 году, прогрессивная шкала налогообложения (которая в условиях кадрового дефицита во многих отраслях ложится дополнительным «расходом» на работодателя), высокая закредитованность большинства российских компаний и рост стоимости таких кредитов, нехватка оборотных средства, рост других издержек бизнеса, в т.ч. квазипроцентных.
В таких условиях компаниям-производителям крайне сложно наращивать производственные мощности, особенно с учетом того, что средний уровень маржинальности российских компаний очень далек от текущей стоимости денег (т.е. ключевой ставки).
Соответственно, у производителя как будто остается два базовых сценария – повышать цену или сокращать предложение (что в свою очередь также лишь ускорит темпы роста цен).
Не стоит также забывать, что производитель чаще всего «взаимодействует» с конечным потребителем через некоторую цепочку поставок, которая предполагает еще 1 или 2 посредников в цепи (производитель-розница, производитель-дистрибьютор-розница).
Таким образом, к вышеуказанным сложностям добавляется еще рост неплатежей торговых партнеров, т.е. просроченная дебиторская задолженность за отгруженные товары/выданные авансы.
По доступной на текущий момент статистике Росстата, просроченная дебиторская задолженность российских компаний (без учета новых субъектов) за период январь-июль 2024 года выросла на 20% по сравнению с данными за период январь-декабрь 2023 года, составив 6,4 трлн рублей. И это данные до последнего увеличения ключевой ставки до 21%.
Алексей Равинский, генеральный директор Zapusk Group
Промышленность демонстрирует устойчивость, несмотря на внешние и внутренние вызовы. Обрабатывающий сектор показывает стабильный рост: за первые семь месяцев 2024 года выпуск увеличился на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Угольная промышленность остается стабильной, с прогнозируемой добычей на уровне 438,7 млн. тонн в 2024 году (цифры ЦДУ ТЭК). Однако отрасль сталкивается с вызовами, такими как ограниченная пропускная способность инфраструктуры и санкционные ограничения.
Все же структура российской промышленности в 2024 году подвержена рискам, связанным с инфраструктурными ограничениями и внешнеэкономическими факторами. Для поддержания долгосрочной стабильности необходимы структурные реформы и диверсификация промышленного производства.
Ключевым драйвером может стать обрабатывающая промышленность. Государственная поддержка, включая субсидии, налоговые льготы и национальные программы, усиливает позиции отрасли, особенно в таких сегментах, как электроника, автомобилестроение и энергетическое оборудование.
Рост внутреннего спроса на отечественные товары и активный выход на экспортные рынки Азии, Африки и Латинской Америки создают дополнительные возможности для расширения: регионы проявляют интерес к российским товарам из-за конкурентоспособных цен, высокого качества и возможности сотрудничества без давления западных экономик. Ключевыми экспортными направлениями становятся продукция машиностроения, химической и пищевой промышленности, металлургии, а также — оборудование для энергетики.
Внедрение современных технологий, таких как цифровизация и автоматизация, повышает производительность и конкурентоспособность отрасли. При этом ориентир на выпуск товаров с высокой добавленной стоимостью усиливает ее вклад в экономику, делая обрабатывающую промышленность центральным элементом стратегии устойчивого развития России.
Управляющий эксперт Центра аналитики и экспертизы ПСБ Денис Попов
В октябре рост промышленного производства ускорился (4,8% г/г, после 3,1% г/г за третий квартал). За январь-октябрь промышленное производство выросло на 4,4% г/г.
Драйвером роста сектора остаются отрасли обрабатывающей промышленности, где сохраняется опережающий рост машиностроения (плотно ориентированного на ОПК). В октябре рост обработки составил 9,6% г/г, после 6,6% за 3-й кв. 2024 года. За 10 месяцев обработка выросла на 8,1% г/г.
Машиностроительный комплекс в октябре нарастил выпуск продукции на 29,5% г/г, после 16,7% г/г за 3-й квартал. Рост сегмента за 10 месяцев 2024 составил 21,35 г/г.
Также среди основных секторов промышленности следует отметить устойчивый рост производства в энергетике, что отражает обую тенденцию к экономическому росту в стране. За октябрь рост производства в «Обеспечение электроэнергией, газом и паром» составил 1%, после 2% за 3-й квартал. Рост за январь-октябрь 3%.
Добыча полезных ископаемых пока остаётся в стагнации (-2% г/г в октябре, после -1,3% г/г за 3-й квартал). За 10 месяцев 2024 года добыча снизилась на 0,7%. Факторами снижения в секторе выступают самоограничения в рамках договора ОПЕК+, слабость глобального спроса, а также негативное влияние реализованных геополитических рисков.
Глава Ассоциации сотрудничества и экономических связей и основатель компании «Сопровождение» Роман Синицын
В импортозамещении картина неоднозначная. Заметные успехи есть в фармацевтике, АПК, производстве стройматериалов. Но в высокотехнологичных сегментах (электроника, станкостроение, автопром) быстрых прорывов ожидать не приходится - слишком велико исходное отставание. Приоритеты здесь - формирование новых кооперационных цепочек, локализация выпуска критически важных компонентов, партнерство со странами ЮВА, Ближнего Востока, ЕАЭС.
Антикризисные меры правительства в целом способствовали стабилизации ситуации. Оперативно запущены льготные кредиты системообразующим предприятиям, поддержка занятости и инвестиционной активности. Существенно смягчить удар по наиболее уязвимым отраслям и группам населения позволили накопленные резервы. В то же время, ряд структурных ограничений (низкая производительность труда, сырьевая зависимость, высокая доля госсектора) пока не получили адекватного ответа.
Экономист Анастасия Рюрик
Факт, что даже длинные производственные циклы (например сельское хозяйство) уже успели с начала санкций и сбоев в логистике и международных расчетах наладить расширенное производство того, что раньше импортировалось. Однако, при резком росте ставки с прошлого года, производства получают кредитование своих оборотных средств и капитальных вложений по очень высокой ставке (кредиты сейчас выдаются выше 30% годовых).
Соответственно, цена кредитования закладывается в издержки и цены, поэтому нового расширения предложения и ассортимента от отечественных производителей ждать не стоит - мы близко подошли к тому, что рядовой потребитель просто не сможет позволить покупать себе некоторые товары. Дорого. А производитель не будет брать на себя риск дальнейшего расширения производства.
В принципе, политика регулирования инфляции Центральным банком в этом случае как раз будет считаться эффективной, ведь она направлена на сокращение спроса. Но обычной семье от такого затягивания пояса будет точно не легче. Моя рекомендация - уже сейчас серьезно подойти к проверке реалий и планированию вашего семейного бюджета на 2025 год.
Совладелец страхового брокера Mainsgroup Сергей Худяков
Очень остро стоит проблема технологического суверенитета. Речь идет не только о цифровых решениях. Важно обеспечить производства оборудованием. Что-то закупается на Востоке, но необходимо развивать и собственное машиностроение. Для стабильного развития экономики важна поддержка отраслей, которые обеспечивают страну жизненноважными продуктами. Речь про производство продуктов питания, сельское хозяйство, фармацевтическую отрасль, энергетику, нефтегазовый сектор и др.
Наиболее актуальны сейчас любые меры, которые могут снизить негативное влияние жесткой денежно-кредитной политики – любые варианты субсидирования кредитных ставок, выдача льготных кредитов производителям приоритетной продукции (и здесь, возможно, расширение перечня такой продукции), льготные кредиты на конкретные цели (ввоз или закупка внутри страны необходимого оборудования и запчастей, развитие инноваций и автоматизации и т.д.).
Совладелец страхового брокера Mainsgroup Сергей Худяков
Думаю, что сработают меры Центробанка, направленные на снижение платежеспособного спроса. Они приведут инфляцию из текущей высокой к умеренной (6-10%) в 2025 году. К сожалению, рост учетной ставки, как антибиотик для продолжительное время больного человека - лучшее из зол, должен помочь. Но имеет, конечно, обратную сторону - торможение экономики, снижение инвестиций в производство, инфраструктуру, строительство и многие другие отрасли.
Надеюсь, в наступающем году, мы вернемся на нужную траекторию, без таких неприятных, но вынужденных мер. Думаю, что не должны повториться сценарии роста цен, которые мы можем наблюдать в Турции или, тем более, из истории нашей страны. Мои прогнозы могут измениться при существенной корректировке какого-либо из внешних факторов - например, при падении цены на нефть.
Управляющий эксперт Центра аналитики и экспертизы ПСБ Денис Попов
Инфляция в ноябре 2024 года возобновила рост и на конец месяца составила 8,9% г/г, после 8,5% г/г в октябре. Согласно недельным данным к середине декабря уровень инфляции достиг 9,5%. Рост цен наблюдается по широкому перечню товаров и услуг, что указывает на устойчивость тенденции. Есть реальный риск ухода инфляции выше 10% в ближайшие месяцы.
Инфляция в очередной раз существенно отклонилась вверх от прогноза ЦБ (8-8,5% на конец 2024 года). Это не позволяет Банку России ослабить подход к формированию денежно-кредитной политики. В ближайшие месяцы очень высоким остаётся риск дальнейшего повышения ключевой ставки.
Завтра ждём повышения ключевой ставки до 23-24%.
Ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев
Доходы населения растут в физическом выражении — об этом говорит статистика повышения зарплат в компаниях. Но это объясняется в первую очередь не обилием заказов и высокой прибыльностью предприятий, а кадровым голодом: чтобы выиграть конкуренцию, нужно предложить сотруднику больше.
Однако, чем ниже доход на семью, тем ощутимее рост цен на определенные товары (повседневного спроса, продукты питания), и личная инфляция в таких ситуациях выше официальной (которая учитывает множество товарных групп) на порядок. В особой группе риска — пенсионеры, основные расходы которых приходятся на оплату коммуналки и продуктов питания. Индексация пенсий практически не догоняет личную инфляцию.
Экономист Анастасия Рюрик
Надо сказать о 8%-ной инфляции. Стоит понимать, что это усредненное значение. При этом в условиях потребительской инфляции равной или выше ставки ЦБ, ориентировочно выше 25%, реальные доходы население имеют все меньшую покупательную способность. То есть простым языком доходы не поспевают за ежемесячным увеличением цен и расходов домохозяйств.
В перспективе на 2025 год рост зарплат в бюджетном секторе, например, планируется ориентировочно в размере 13%, а средняя инфляция в 2025 году по консенсусу крупнейших банков выше 20%. Похожая картина и в коммерческом секторе, рост зарплат от 10 до 20%. То есть потребители будут сталкиваться все с меньшей суммой, остающейся свободной в их личном бюджете и ростом расходов вплоть до потребности резко сокращать качество потребления (дешевые продукты, отложенные покупки).
Совладелец страхового брокера Mainsgroup Сергей Худяков
Доходы населения продолжат расти и в следующем году. Рост доходов поддержит спрос. За последнее время потребительское поведение изменилось, зачастую стресс и усталость мотивируют потребителей совершать покупки. Активность наблюдается даже в высоком ценовом сегменте, что раньше было не характерно. Нельзя забывать и про то, что есть люди, которые с недоверием относятся к финансовым институтам сбережений, эти потребители стараются вложить средства в материальные активы.
Управляющий эксперт Центра аналитики и экспертизы ПСБ Денис Попов
Доходы населения продолжают расти. По итогам третьего квартала рост реальных располагаемых доходов населения составил 9,4% г/г, после 9,8% за второй квартал. За январь-сентябрь их рост составил 8,6% г/г.
Основным фактором роста доходов населения выступает быстрое расширение трудовых доходов, на фоне острого дефицита рабочей силы. Причины дефицита: демографическая яма и резкое повышение спроса на трудовые ресурсы в условиях продолжительного ускоренного экономического роста, а также ограничения доступа к иностранным технологиям, ограничивающих эффективность инвестиций в повышение производительности труда. Кроме того, росту заработных плат способствовала политика властей по ускоренному повышению МРОТ, проводимая в рамках политики стимулирования внутреннего спроса и построения более справедливой системы перераспределения доходов.
В сентябре реальные зарплаты выросли на 8,4% г/г, а за 3-й квартал их рост составил 8,1% г/г. За январь-сентябрь 2024 года реальные заработные платы выросли на 9%. Также в 2024 году динамично росли доходы населения от собственности, что происходило на фоне существенного повышения процентных ставок в последние два года.