С приближением прекращения украинского транзита российского газа в ЕС разгораются нешуточные страсти. Неожиданно громко прозвучал вдруг голос Катара, у которого, надо сказать, есть для этого веская причина. К этому добавилось и новое заявление Трампа на тему нефти и газа, в духе, для Европы весьма непривычном.
Ровно через неделю иссякнет поток российского газа в Европу через Украину. Это событие чувствительно для ряда стран Евросоюза, в то время как другие, обеспеченные газом из других источников, не демонстрируют большого беспокойства. Эта ситуация разворачивается на глазах у всего мира и красноречиво свидетельствует о реальном состоянии европейского единства.
К текущему моменту поставки российского газа в Европу через Украину относительно невелики. В 2023 году Россия поставила через Украину около 15 млрд куб. м — всего 8% от пиковых (35%) объёмов поставок российского газа в Европу по различным маршрутам в 2018–2019 годах. Но от российского газа зависят такие страны, как Венгрия, Словакия, Чехия, Австрия.
Причем, по подсчетам Reuters, общий объем экспорта трубопроводного газа «Газпрома» в Европу по всем маршрутам в 2024 году увеличился до 32 млрд кубометров с 28,3 млрд кубометров в 2023 году, когда он упал до самого низкого уровня с 1970-х годов.
Газопровод «Уренгой-Помары-Ужгород» доставляет газ из Сибири через город Суджа в Курскую область, отмечает агентство. Затем газ поступает через Украину в Словакию, где газопровод разветвляется на участки, идущие в Чехию и Австрию. Общий объем экспорта российского газа по этому маршруту остается стабильным, несмотря на остановку поставок «Газпромом» в адрес австрийской компании OMV.
Австрия по-прежнему получает большую часть своего газа через Украину. Венгрия и Словакия получают от «Газпрома» около двух третей их потребности в газе. В прошлом году Чехия почти полностью прекратила, но в 2024 году начала вновь закупать газ у России.
Единственным другим действующим маршрутом российского газопровода в Европу являются «Голубой поток» и «Турецкий поток», проходящие по дну Черного моря в Турцию. Последняя отправляет часть этого газа в Европу, в том числе в Венгрию.
Многие члены ЕС, такие как Франция и Германия, заявили, что больше не будут покупать российский газ, но позиция Словакии, Венгрии и Австрии, которые имеют более тесные связи с Москвой, противоречит этому подходу ЕС. Страны, которые по-прежнему получают российский газ, утверждают, что это самое дешевое топливо, а также, как , отмечает то же Reuters, обвиняют соседние страны ЕС в высоких тарифах на транзит, которые взимаются при альтернативных поставках. Украина же по-прежнему зарабатывает от 0,8 до 1 млрд долларов в год на транзите российского газа.
Но, зарабатывать на российском газе ей осталось недолго. И Украину в этом вопросе перестали понимать даже в Европе. Так, премьер-министр Словакии раскритиковал президента Украины за то, что тот выступает против продолжения транзита природного газа через его территорию, предупредив, что к новому году это сделает поставки российского газа в Западную Европу практически невозможными.
Роберт Фицо написал в воскресенье в Facebook, что он проинформировал представителей ЕС о своем визите в Москву для переговоров с президентом России Владимиром Путиным, подчеркнув, что встреча была организована из-за позиции Киева, которую он назвал угрозой энергетической безопасности Словакии. «Сегодняшняя встреча была ответом президенту Украины Владимиру Зеленскому, который в ответ на мой личный вопрос заявил, что выступает против любого транзита газа через Украину на нашу территорию», — сказал Фицо.
Таким образом, киевские власти ввели для Европы, по сути, эмбарго на российский газ.
Евросоюз стльно зависит от газа, который в основном используется для производства электроэнергии, отопления жилых домов и в промышленности. В 2022 году более 30% домохозяйств в ЕС отапливались газом.
Власти ЕС пытаются решить проблему так, как удобно им. А именно — увеличением импорта СПГ, в первую очередь, из США.
Согласно информации газеты Maritime Executive, Европейская комиссия одобрила запрос правительства Германии о выделении 4,2 млрд долларов на государственные субсидии для четырех плавучих терминалов, импортирующих СПГ, в поддержку отказа Северной Европы от поставок российского трубопроводного газа. Государственные субсидии ограничены правилами ЕС о конкуренции, но Еврокомиссия решила, что предложение Германии о расходах было «обоснованным и разумным».
Пакет мер поддержки поможет государственной компании Deutsche Energy Terminal (DET) в эксплуатации четырех плавучих установок для хранения и регазификации (FSRU), расположенных вдоль северного побережья Германии. Специальные причалы для этих FSRU находятся в Брунсбюттеле, Штаде и Вильгельмсхафене.
Плавучие терминалы были в спешном порядке зафрахтованы в разгар энергетического кризиса в Европе в декабре 2022 года, и Германия согласилась платить высокие дневные ставки, чтобы обеспечить себя достаточным количеством СПГ для поддержания экономики. Именно эту дорогостоящую и, как считается, временную меру предприняла Германия для замены трубопроводного газа «Газпром».
Не секрет, что американский СПГ обходится странам ЕС довольно дорого, поэтому альтернативой ему стал газ из Катара. Впрочем, и тут не все так просто. Так, появились сообщения о том, что министр энергетики Катара Саад аль-Кааби пригрозил сократить поставки сжиженного природного газа (СПГ) в Европейский союз из-за недавно принятого там законодательства о корпоративной ответственности.
Еврочиновники придумали оригинальный способ заработать. Деньги для энергетической сферы, как видно из вышеизложенного, Европе действительно нужны. И вот в мае 2024 года была принята директива, предусматривающая строгие меры против «корпоративной эксплуатации, современного рабства, загрязнения окружающей среды и нарушений прав человека в производственных цепочках». Тем, кого в ЕС решат таким образом попытаться ограбить (то есть компаниям, «не соблюдающим требования»), будут предъявлены к оплате штрафы на огромные 5% их годового дохода, причем полученного по всему миру.
В Катаре, очевидно, опасаются, что эта «Директива о соблюдении корпоративной устойчивости и должной осмотрительности», вступающая в силу с 2027 года как часть политики ЕС по достижению к 2050 году нулевых выбросов в атмосферу, будет применена против него. Не удивительно, что аль-Кааби назвал все это «неприемлемым».
«Если я потеряю 5% своего дохода, отправившись в Европу, я не поеду в Европу. Я не блефую», — заявил аль-Кааби в интервью Financial Times 22 декабря. «5% от выручки QatarEnergy — это 5% от выручки государства Катар. Это деньги народа, поэтому я не могу потерять их — и никто не согласится потерять такие деньги», — добавил он.
Это было не первое предупреждение аль-Кааби. Выступая на форуме в Дохе в начале декабря, он предупредил: «Я обращаюсь к Европе: вы хотите сказать, что не хотите, чтобы наш СПГ поступал в ЕС? Потому что я не собираюсь поставлять ЕС СПГ для удовлетворения ваших энергетических потребностей [на таких условиях]».
По мысли еврочиновников, директива, видимо, должна работать железно. Так, она обязывает крупные компании разрабатывать планы перехода к климатической нейтральности к 2050 году (в соответствии с целями Парижского соглашения). А какая «климатическая нейтральность» у компании, добывающей природный газ, который его покупатели (сами же европейцы) сжигают?
Аль-Кааби заявил, что закон повлияет на весь катарский экспорт в Европу, от СПГ до удобрений и нефтехимической продукции.
Если бы еще штрафы ограничивались доходами от европейских контрактов, а не общими мировыми доходами, Катар мог бы пересмотреть свою позицию, предположил он. «Если они скажут, что штраф составляет 5% от вашего дохода по контракту, который вы продаёте в Европу, я скажу: «Хорошо, мне нужно это оценить. Имеет ли это смысл?» — сказал он. — Но если вы хотите получить весь мой доход, то это бессмысленно».
Ультиматум Аль-Кааби действительно может создать для Евросоюза проблемы. Согласно данным ЕК, в 2023 году 5,3% СПГ в ЕС было импортировано из Катара. Еврочиновники принялись оправдываться и сдавать назад.
Выступая в Brussels Signal 23 декабря, представитель Еврокомиссии заявил, что директива основана на международных нормах ООН и ОЭСР, которые действуют уже более десяти лет, и что она «устанавливает обязанность очень крупных компаний выявлять и устранять неблагоприятное воздействие на права человека и окружающую среду в ходе собственной деятельности и деятельности своих деловых партнеров». И сделал оговорку что максимальный размер штрафа, как правило, будет предусмотрен «для самых вопиющих нарушений».
Предупреждение Аль-Кааби также совпало с внешним давлением из-за Атлантики. Избранный президент США Дональд Трамп недавно призвал ЕС увеличить импорт американской нефти и газа, иначе он введет пошлины на ключевые товары, в том числе на автомобили и оборудование.
Конечно, что касается газа, то в Еврокомиссии и сами заявляют о желании купить у Америи больше СПГ. Но Трамп стремится вообще не оставить им выбора.
В 2023 году США уже были крупнейшим поставщиком СПГ в ЕС, на их долю приходилось почти 50% от общего объема импорта Европой газа. Интересно, что кампания по отказу от российского газа велась и ведется, помимо риторики политической, под лозунгом диверсификации источников сырья с целью повышения надежности поставок. Между тем, теперь европейцы оказались в зависимости от таких партнеров, что вспоминая непоколебимые физически и стабильные по цене поставки «Газпрома», ответственные люди там не могут не хвататься за головы. А цепочки поставок энергоресурсов становятся все более уязвимыми.
«США скрупулезно отслеживают шаги российских газовиков, последовательно подвергая санкциям фирмы и организации, участвующие в добыче, переработке и транспортировке сжиженного газа. Это осложняет работу, несмотря на рост спроса на газ, особенно в Азии. С другой стороны, в России достигнуты серьезные успехи в навигации газовозов по Севморпути, в том числе круглогодичной, годовые объемы достигают миллионов тонн (это эквивалент миллиардов кубометров обычного газа). Поэтому в целом возможно некоторое снижение общих объемов продаж трубопроводного газа, при росте продаж сжиженного», — полагает экономист и публицист Андрей Паршев.
Цена природного газа на главном европейском хабе TTF в Нидерландах с 16 декабря показывает растущий тренд, отмечает Николай Вавилов, специалист департамента стратегических исследований компании ТР. С декабрьского минимума 420 долл. за тысячу кубометров котировки закрыли вчерашнюю торговую сессию выше 490 долларов. Основных причин две, и они подстегивают цены вверх: прекращение транзита российского газа в Европу через Украину с 1 января 2025 года и угрозы вновь избранного американского президента Трампа о введении пошлин на все товары, если страны Евросоюза откажутся покупать американский СПГ.
Как напоминает эксперт, премьер-министр этой страны Роберт Фицо уже не раз вступал в открытую полемику с нелигитимным президентом Украины Зеленским и критиковал последнего за неприкрытый газовый шантаж. Что же касается Дональда Трампа, то его амбиции и деловая хватка известны всем миру еще по первому президентскому сроку, а значит высказанные на прошлой неделе «пожелания» вполне могут быть реализованы в делах. Помимо этого газовые цены подталкивает вверх активный сезонный отбор газа из подземных хранилищ ЕС. В настоящий момент они заполнены на 76,5%, что ниже среднего значения за 5 последних лет, а ведь календарная зима только началась.
А «вишенкой» на торте декабрьского повышения котировок явилось высказывание министра энергетики Катара Саад аль-Кааби, подтверждает Николай Вавилов. «Директива пока не действует, однако страны ЕС обязаны включить её в свое национальное законодательство к июлю 2026 года, а первые штрафные санкции начнут применять с 2027 года. Министра, конечно, понять можно: ведь предлагаемые штрафы финансово выражаются в 5% общегодовой выручки компании, а это очень серьезные деньги. Естественно, до реализации штрафных санкций директивы по времени еще очень далеко, но на таком широком негативном фоне, при полном отсутствии позитива, газовые котировки на европейском хабе TTF легко пробьют вверх ценовое сопротивление на уровне 500 долларов и устремятся к отметке 600 долларов за тысячу кубов», — говорит он.
«Угроза прекращения поставок СПГ из Катара в Европу может привести к следующим последствиям: рост мировых цен на газ, перенаправление поставок, — соглашается ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев. — Катар является одним из ключевых поставщиков СПГ в ЕС. Потенциальное сокращение или прекращение поставок может вызвать дефицит газа, особенно в зимний период, что приведет к росту цен на европейском рынке».
На этой неделе цены на газ в Европе скорее всего превысят 500 долларов за тысячу кубометров и продолжат рост до 600 долларов, соглашается с прогнозом Вавилова Расторгуев.