Нарушения технологического процесса при буксировке приводят к столкновениям самолётов с посторонними предметами, другим транспортом и между собой.
Буксировка воздушных судов не раз в 2024 году сопровождалась инцидентами. Анализ происшествий в российских аэропортах указывает на системные недостатки в работе наземных служб, пишет портал “Авиация России” со ссылкой на статью в газете “Известия”.
Среди выявленных нарушений: отсутствие должной радиосвязи между членами бригад, несоблюдение технологий буксировки самолетов, оставление спецтранспорта в неположенных местах, а также недостаточная осмотрительность и недостаточное взаимодействие между сотрудниками и экипажами.
Обнаруженные нарушения технологического процесса привели к столкновениям самолётов с посторонними предметами, другим транспортом и между собой. В итоге в минувшем году в пяти эпизодах было повреждено шесть воздушных судов.
11 февраля 2024 года на аэродроме а/п Шереметьево бригада наземных служб при буксировке повредила самолёт A320 (RA-73733) авиакомпании «Аэрофлот», он столкнулся с самоходным трапом, оставленным без присмотра.
В аэропорту Пулково 7 июня столкнулись самолёт SSJ100 (RA-89177) авиакомпании «Россия» и бизнес-джет Bombardier Global Express XRS (RA-67215) «Лукойл-Авиа». Отсутствие качественной радиосвязи между водителем тягача и руководителем буксировки заставило водителя связываться с диспетчером по телефону, из-за чего он не слышал команд и не увидел Bombardier.
5 июля на аэродроме в Казани Boeing 737 (RA-73112) «Аэрофлота» повредил фюзеляж при столкновении с тягачом: водитель не сообщил руководителю бригады о неисправности, которая не позволяла быстро отцепить тягач от самолёта, в результате воздушное судно с включенными двигателями самостоятельно покатилось вперед и допустило наезд на буксир.
20 ноября в Иркутске при перемещении самолёта A320 (RA-73422) авиакомпании S7 сцепку тягача и ВС занесло на повороте, что привело к поломке стойки шасси и повреждению двигателя. В Магадане, похожий инцидент также повлек повреждение самолёта В737 (RA-73664) S7 - недостаточный учёт погодных условий привёл к потере управления на скользком покрытии перрона.
После анализа инцидентов, Росавиация выпустила предписание о проведении занятий по повышению квалификации специалистов, допущенных к обслуживанию воздушных судов. Аэродромным службам рекомендовано разработать чёткий порядок действий при возникновении нештатных ситуаций, таких как поломка сцепного устройства, отклонение от маршрута, наличие препятствий, плохая видимость разметки или обледенение покрытия.
Аэропорты, в свою очередь, как сообщается, признают необходимость увеличения состава буксировочных бригад, расширения программ подготовки персонала и приобретения дополнительного оборудования. Эти меры позволят снизить риски и повысят безопасность при наземном обслуживании самолётов.