Новая компания, если, конечно, она появится, будет конкурировать с BHP Group за лидерство в горнодобывающей отрасли.
Крупные игроки в горнодобывающей отрасли: австралийская компания Rio Tinto Group и американская компания Glencore Plc ведут переговоры об объединении, сообщает Bloomberg. Сделка, если она состоится, будет самой крупной в отрасли. Естественно, в результате слияния Rio Tinto и американская компания Glencore возникнет добывающий гигант, серьезный конкурент для BHP Group, многолетнего лидера горнодобывающего сектора. Переговоры ведутся в обстановке строгой секретности и пока находятся на начальном этапе.
Rio Tinto, напомним, является второй компанией в отрасли и имеет рыночную капитализацию на данный момент ок. 103 млрд долларов. Glencore вдвое меньше – ок. 55 млрд, капитализация же лидера BHP, тоже, кстати, австралийской компании, составляет почти 126 млрд долларов.
Акции Rio после появления информации о возможном слиянии в начале торговой сессии 17 января снизились на 1,8%, а у Glencore подскочили на 8,7%.
Эксперты отмечают, что сделка будет очень сложной. Главным препятствием к ней может оказаться огромный угольный бизнес Glencore, главный, пожалуй, в американской компании. Кроме этого, у австралийцев и американцев очень разные культуры бизнеса и истории.
В последние пару лет в добывающей отрасли прошли несколько крупных слияний, вызванных желанием крупных производителей расшириться на рынке меди, которая благодаря незаменимости в «зеленом» переходе переживает в последнее время самый настоящий бум. У Glencore и Rio самые большие медные рудники на планете, что, конечно, является серьезной причиной для слияния. Однако несмотря на это для Rio, кстати, так же, как для ВНР, главным источником доходов является все же железная руда. С другой стороны, сейчас, когда кризис на рынке недвижимости в Китае резко ослабил рынок железной руды, добывающим гигантам необходимо менять стратегию и осваивать другие направления.
К слову, это не первая попытка слияния австралийской и американской компаний. Glencore предлагал объединиться еще 10 лет назад, в 2014 году, но понимания у Rio не нашел. Между прочим, тогдашнему главе Glencore Айвэну Глазенбергу, автору идеи объединения, по-прежнему принадлежат 10% акций компании.
За годы после первой неудачной попытки пути компаний разошлись: Rio практически полностью вышел из угольного бизнеса и уделил время и силы развитию добычи меди и лития, а Glencore, напротив, продолжал расширять свое угольное подразделение и даже купил часть шахт у австралийцев.
Слияние с Rio автоматически поднимет вопрос о судьбе угольного подразделения американской компании. Из помех для сделки можно также назвать скорее всего негативное отношение к ней отраслевого регулятора.
У обеих компаний имеются крупные акционеры, мнение которых может оказаться решающем на судьбе сделки. В Glencore вторым по размерам пакета акций после Глазенберга является суверенный фонд Катара. В Rio крупнейшим акционером является китайская компания Aluminum Corp. of China более чем с 14% акций.