Хуситы обещали приоткрыть Красное море

Новый президент США объявил чрезвычайную ситуацию в сфере энергетики, чтобы увеличить добычу нефти. Но приведет ли это к снижению цен – пока не очевидно.

Читать на monocle.ru

Факторы снижения цены

Нефть несколько подешевела после того, как президент США Дональд Трамп в понедельник объявил «чрезвычайную ситуацию» в сфере энергетики в свой первый день пребывания в должности. Это, по идее, должно привести к увеличению добычи в США, а впоследствии – и поставок сырья на рынок, который, как ожидается, и без того будет перенасыщен предложением уже в этом году.

Фьючерсы на нефть марки Brent во вторник, 21 упали подешевели на 1,1%, до 79,29 доллара за баррель. Фьючерсы на нефть марки West Texas Intermediate (WTI) с поставкой в феврале подешевели на 2,6%, до 75,89 доллара за баррель. Более активно торгуемый мартовский контракт WTI упал на 2% и закрылся на уровне 75,83 доллара за баррель. Среда не принесла существенных изменений.

Позитивные для экономики по всему миру и для покупателей нефти и газа в частности новости пришли и из Красного моря – появились сообщения о потенциальном завершении перебоев с судоходством в Красном море. В понедельник хуситы в Йемене заявили, что ограничат свои нападения на торговые суда кораблями, связанными с Израилем, при условии полного соблюдения перемирия в Газе.

О том, что хуситы дали сигнал о приостановке своих многомесячных атак на торговые суда после заключения соглашения о прекращении огня между Израилем и ХАМАС, сообщалось еще в конце прошлой недели.

В своих первых комментариях после объявления о перемирии в Газе лидер хуситов Абдулмалик Аль-Хуси сказал, что группировка будет следовать соглашению, предполагая прекращение своей кампании против судов и Израиля. Тем не менее он предупредил о возможном возобновлении атак, так что судоходным компаниям в вопросе возвращения в Красное море не стоит испытывать оптимизм, отмечало агентство Bloomberg.

Как отметила в своем комментарии к этому сообщению российская Национальная ассоциация компаний нефтегазового сектора, большинство судов, в том числе и нефтеналивных, старались обходить стороной акваторию Красного моря. Им приходилось плыть, огибая Африку, через мыс Доброй надежды. Но пока вопрос, когда танкеры и газовозы вернутся в Красное море, остается открытым, хотя надежда на восстановление логистических потоков углеводородов (и остальных товаров) есть.

Во вторник Информационно-аналитическое агентство SeaNews со ссылкой на The Loadstar сообщило, что хуситы намерены ограничить атаки по судам в Красном море и в дальнейшем наносить удары только по тем, которые связаны с Израилем.

«С началом реализации соглашения о прекращении огня и прекращением агрессии в секторе Газа, торговые суда могут проходить через Красное море. Однако израильские суда и суда под флагом Израиля по-прежнему будут целями для нападения. В случае любой агрессии против Йемена со стороны США, Великобритании или Израиля, атаки на суда этих стран возобновятся, — цитирует издание заявление хуситов, сделанное через Центр координации гуманитарных операций

Факторы роста цены

Активно цитируемый в эти дни Дональд Трамп дал сигналы, способные вызвать не только снижение цен на нефть, но и сигналы противоположного рода. 

Так, президент США заявил, что его администрация «вероятно» прекратит покупать нефть у Венесуэлы. Штаты являются вторым по величине покупателем венесуэльской нефти после Китая. Любое сужение круга поставщиков толкает цены вверх. Иное дело, что венесуэльская нефть по своему составу очень хорошо подходит для американских НПЗ, так что тем будет трудно от нее отказаться. Скорее всего, это просто шантаж президента Мадуро (которого Трамп пообещал «мирно заменить»). Но если американцы начнут искать замену этой по всему миру, это, несомненно, будет отличной новостью для нефтяных цен.

Одновременно новый президент пообещал пополнить стратегические резервы (запасы сырой нефти, предназначенные для защиты от перебоев в поставках), хотя аналитики сомневались, что это как-то повлияет на спрос на нефть. «(Это), скорее всего, ничего не изменит... Байден уже пополнял стратегический нефтяной резерв США с максимальной скоростью 3 (млн баррелей) в месяц», — написал аналитик SEB Research Бьярне Шильдруп

Важным для рынка фактором остаются поставки российской нефти. Экспорт российской нефти морским путем на прошлой неделе упал максимальными темпами с ноября 2024 года после того, как уходящий в отставку президент США Джо Байден ввел масштабные санкции в отношении торговли нефтью в России. Как пишет Bloomberg, уже появились первые признаки того, что эти меры меняют структуру поставок. Согласно данным издания, собранным на основе отслеживания судов, объем перевозок упал ниже 3 млн баррелей в день и близок к 16-месячному минимуму.

Сценарии «прямой» и «обратный»

Увеличение добычи нефти в США и других странах может создать избыточное предложение на рынке, подтверждает ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев. Так, к примеру, напоминает он, генеральный директор Aramco Амин Нассер ожидает увеличения мирового спроса на нефть примерно на 1,3 млн баррелей в сутки в этом году, что приведет общий спрос к 106 млн баррелей в сутки. Но при этом цены на нефть опустились ниже 80 долл. за баррель, что связано с агрессивной политикой добычи нефти, объявленной президентом США. 

Дональд Трамп в самом деле объявил чрезвычайное положение в сфере энергетики для ускорения выдачи разрешений на новое бурение и сворачиванию мер по защите окружающей среды, указывает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Людмила Рокотянская. Он также отменил запрет, введенный своим предшественником, на новые разработки нефтяных и газовых месторождений на шельфе вдоль большей части береговой линии страны.

Хотя с этим решением дело обстоит не так однозначно. «Здесь, помимо экономических вопросов, возникают также юридические — может ли президент отменять решение предшественника о применении Закона о землях внешнего континентального шельфа. Присутствует высокая вероятность того, что указы Трампа, отменяющие решения Байдена, могут столкнуться с необходимостью их отстаивания в суде», — указывает Людмила Рокотянская.

Что касается экономики вопроса, то, конечно, лучшей мотивации к увеличению добычи служит стабильно высокий уровень цен на нефть, говорит аналитик. В ситуации, когда ведущие аналитические группы прогнозируют профицит предложения и снижение цен, новые проекты бурения будут находиться под вопросом.

В теории Трамп может стимулировать рост добычи в США и при этом поддерживать нефтяные цены на достаточно высоком уровне. Во-первых, за счет ужесточения санкций против венесуэльской, иранской и российской нефти. Во-вторых, за счет пополнения стратегического резерва. Краткосрочный прогноз цены Brent, по словам Рокотянской, предполагает коррекцию к уровню 77,5–78 долл. за баррель.

Как полагает Николай Вавилов, специалист департамента стратегических исследований компании Total Research, объявление президентом США Дональдом Трампом чрезвычайного положения в сфере энергетики может оказать значительное влияние на стоимость нефти.

Во-первых, Трамп заявил о намерении активизировать добычу нефти и газа в США, включая бурение на Аляске. Во-вторых, с февраля США готовятся ввести санкции на китайские товары, что так же может привести к снижению спроса на нефть со стороны Китая.  Все это приводит к увеличению предложения на рынке, в связи с чем цены на нефть могут продолжить снижение.

Однако, важно учитывать и обратный сценарий, говорит эксперт. Так, помимо Китая, Трамп рассматривает введение 25% пошлин в отношении Канады, которая является одним из ключевых поставщиков нефти в США. Канада в свою очередь готовится ввести зеркальные пошлины и ограничить поставки нефти в США. Также важно учитывать пока что высокий уровень спроса на нефть со стороны Китая, санкции в отношении России и прогнозы ОПЕК+, согласно которым ожидается увеличение мирового спроса в 2025 году.

«Как итог, на ожиданиях увеличения добычи нефти в США нефть может продолжить снижение в район 76-78 долларов за баррель марки Brent. При этом, пока не начнут предприниматься реальные действия со стороны американских компаний, котировки будут оставаться на высоком уровне», — заключает Вавилов.