Пекин увеличил закупки российской нефти в прошлом году на 1% до 2,17 млн бар./д. на низких транспортных тарифах и марже нефтеперерабатывающих компаний, а также снижении импорта аравийской нефти, сообщает Reuters со ссылкой на Главное таможенное управление КНР (GASS). Суммарный импорт составил 108,4 млн тонн стоимостью 60,2 млрд долларов. Импорт дешевой российской нефти китайскими НПЗ вырос несмотря на снижение в 2024 году всего импорта КНР. Кстати, снижение китайского импорта произошло впервые за два десятилетия. Импорт не снижался даже во время коронавирусной пандемии.
На втором месте в списке поставщиков нефти в Китай после России стоит Саудовская Аравия. Закупки аравийской нефти снизились в прошлом году на 9% до 1,57 млн бар./д. с 1,72 млн бар./д. в 2023 году (78,64 млн т и 47,86 млрд долларов). Третье место у Малайзии (1,39 млн бар./д; 70,33 млн т и 38,3 млрд долларов). Эта страна из Юго-Восточной Азии, главным образом, выполняла функции перевалочного пункта для иранской и венесуэльской нефти.
Кстати, в официальных данных GACC нет ни барреля нефти из Ирана. Тем не менее, ни для кого не секрет, что китайские НПЗ, особенно независимые, являются ее крупнейшими покупателями в мире. На их долю приходится св. 90% всего иранского экспорта нефти.
Несмотря на рост импорта иракской нефти на 7,7% до 63,64 млн т (1,24 млн бар./д. и ок. 40 млрд долларов) Ирак выбыл из лидирующей тройки.
Всего же Китай купил за границей в 2024 году 553,4 млн т нефти, что на 1,9% меньше, чем в позапрошлом году (11,04 и 11,28 млн бар./д соответственно). Затраты на нефтяной импорт снизились за год на 3,9% до 324,8 млрд долларов.
Россия стала в прошлом году крупнейшим поставщиком «черного золота» в Поднебесную, но согласно данным китайской Таможни, в последние месяцы года доля аравийской нефти начала расти за счет российской нефти. Причем, по времени снижение поставок нефти из России в КНР совпало с ужесточением санкций на танкеры так называемого «теневого» флота. В последние месяцы 2024 года снизились и поставки иранской нефти в Поднебесную.
В последние дни прошлого года цены на нефть из Дубая и Омана превысили цену марки Brent, что, между прочим, бывает редко. Не удивительно, что в Китае и Индии, нефтепереработчики которых по части прагматизма дадут фору западным коллегам, резко вырос спрос на нефть с Ближнего Востока.