Мировая индустрия парков аттракционов и тематических парков сейчас на подъеме. Этот рынок в 2023 году оценивался в $67,0 млрд.
По прогнозу Research and Markets, уже к 2030 году он достигнет $98,7 млрд, что соответствует среднегодовому темпу роста 5,7%. Генеральный директор «Острова Мечты» Борис Пищик рассказал о том, какой запрос современного общества удовлетворяют подобные развлечения, как они развиваются и трансформируются с появлением новых технологий.
Сейчас, в начале 2025 года, рост рынка развлечений имеет смысл рассматривать, отталкиваясь от последствий глобального катаклизма, вызванного пандемией. «Остров Мечты», впервые открывшийся в феврале 2020 года, буквально накануне локдауна, и затем переживший практически полугодовой простой, — яркий тому пример.
Этот период ознаменовался бурным, беспрецедентным развитием всевозможных видов онлайн-развлечений и переходом на преимущественно дистанционное общение зачастую даже с близкими людьми. Отмена карантинных ограничений не просто вернула обществу интерес к офлайновому отдыху, но и привела к трансформации самого запроса людей к проведению досуга как в одиночку, так и с семьей.
Рост располагаемых доходов, в том числе и в России, совпал с желанием аудитории получить уникальные и захватывающие ощущения. А достижения в области технологий интерактивных развлечений повысили планку требований у посетителей аттракционов и тематических парков.
Проведенный компанией Eventbrite среди представителей поколения миллениалов опрос показал, что самая активная сейчас социальная группа скорее заинтересована в трате денег на впечатления, чем на материальные предметы. Об этом заявили 78% респондентов. Напомню, речь идет о вполне состоявшихся людях, многие из которых уже имеют детей. Именно наличие семьи и усталость от чисто «цифровых» видов досуга объясняют растущую популярность тематических парков развлечений.
Интересно, что популярность именно тематических парков по сравнению с обычными парками аттракционов в последние годы растет опережающими темпами. Аналитики Fortune Business Insights прогнозируют, что востребованность подобных объектов среди посетителей будет увеличиваться на 10,5% ежегодно, вплоть как минимум до 2032 года.
Объясняется это сменой отношения в обществе к времяпрепровождению. Однократное посещение даже самого хорошего аттракциона не обеспечивает полноценного отдыха, проведенного в кругу семьи. Для того чтобы достичь истинного ощущения близости, побыть вместе, отложив гаджеты, обеспечить «цифровой детокс», требуется больше времени. Как минимум день или несколько. Этот эффект давно и успешно демонстрируют парки таких известных сетей, как Disneyland и Universal Studios Hollywood.
Идея создать в Москве масштабный парк с аттракционами родилась еще в Советском Союзе при Никите Сергеевиче Хрущеве, но по разным причинам проект не удавалось реализовать на протяжении шести десятилетий. «Остров Мечты» первым в России смог воплотить в жизнь концепцию современного культурно-развлекательного пространства, создав уникальное и популярное место для отдыха и досуга с самым большим круглогодичным тематическим парком развлечений.
Ориентируясь на возросшие запросы посетителей к качеству развлечений, тематические парки, конечно, стремятся использовать самые последние технологические достижения. «Остров Мечты», например, уже несколько лет является участником международной ассоциации IAAPA (International Association of Amusement Parks and Attractions) и регулярно участвует в одноименной крупнейшей в мире выставке, где наши специалисты изучают лучшие мировые практики отрасли.
Приведу пример. Один из наших классических аттракционов имеет дополнительную опцию — гости могут воспользоваться очками виртуальной реальности. Сделанный специально для этого аттракциона мультимедийный ролик, который демонстрируется посетителю во время сеанса, до долей секунды синхронизирован с реальными физическими ощущениями, которыми сопровождается поездка на аттракционе. Это совмещение реального и виртуального дарит по-настоящему незабываемый опыт.
Сложные цифровые и инженерные технологии применяются и в других областях. У нас это голографическое интерактивное шоу с живыми актерами или, например, очень сложно технически устроенный кукольный театр с иммерсивными сценарными элементами. Все эти передовые практики объединяет одно — они требуют физического присутствия зрителя здесь и сейчас. И это радикально отличает парк развлечений от самой дорогой компьютерной игры.
Также могу привести в пример аттракцион «По ту сторону цирка: иммерсивное шоу». Это очень сложный объект, который мы готовили к открытию больше года. Двухэтажный аттракцион расположен за гигантской головой клоуна и представляет собой тематизированное пространство из 19 комнат, выполненное в стилистике старинного цирка XIX-XX веков. Внутри зрители не просто смотрят представление, как в классическом театре или цирке. Профессиональные театральные артисты вовлекают их в интерактивное действие, и каждый зритель уже становится частью шоу. Современные световые и звуковые технологии, незаметно интегрированные в ретро-интерьеры, усиливают эффект присутствия и эмоционального вовлечения, делая незабываемым каждый момент.
Смешение реальности с мультимедийным контентом сейчас можно назвать центральным трендом, которому следуют все крупнейшие игроки этой отрасли. Еще одним магистральным направлением развития является расширение аудитории парков от чисто семейных пар с детьми в направлении так называемых «молодых взрослых» (young adult) — людей в возрасте 12–20 лет, всю жизнь находившихся в контакте с цифровыми технологиями. Им требуется определенный тип развлечений, и здесь мы тоже не отстаем от мировых тенденций.
По данным городских властей, каждый третий семейный турист, пприезжающий в Москву, посещает «Остров Мечты». Парк первоначально был рассчитан на 20 тыс. человек при единовременном посещении, за время работы парка, за счет открытия новой тематической зоны «Под куполом», увеличения количества аттракционов и новых развлечений, нам удалось увеличить эту цифру практически в полтора раза, а открытие уличного парка фактически удвоит ее.
Сейчас, отвечая на очередной запрос современной искушенной аудитории, мы готовим открытие большой уличной зоны активностей площадью 260 тыс. квадратных метров. Там будут расположены 20 новых аттракционов, что вдвое увеличит пропускную способность парка вдвое. Таким способом мы следуем все новым запросам посетителей и постоянно расширяем перечень доступных в парке развлечений — от традиционных до самых передовых.
В наших планах создание удобной отельной инфраструктуры, которая позволила бы гостям столицы продлить совместный семейный отдых на несколько дней, как это часто делают клиенты уже упомянутых выше Disneyland и Universal Studios Hollywood.
Для того чтобы посетители получили именно атмосферу семейного праздника, а не утомительное «посещение объекта», требуется сложная организационная работа. Многие парки по всему миру нанимают готовые операционные команды, но мы считали и считаем, что только собственный коллектив может обеспечить высокий уровень безопасности и комфорта гостей.
В парке трудится несколько сотен человек, среди которых операторы аттракционов, клиентского сервиса, сотрудники департамента шоу – аниматоры, актеры и другие специалисты. Множество сотрудников технического департамента постоянно следят за безопасной работой всех систем парка, департамент питания с собственной фабрикой-кухней готовит 20 тыс. рационов в день, а работники сцены обеспечивают функционирование концертного зала на 4200 мест. Парк производит и продает несколько тысяч наименований сувенирной продукции, и это далеко не все.