Политики страны из противоборствующих партий начали выяснять друг с другом отношения при помощи уголовных дел, а на весенних выборах борьба может выйти и за рамки права.
Новости польской политики последнее время напоминают новости судебной хроники. Высокопоставленные, много лет бывшие на слуху у поляков, люди становятся героями уголовных дел, которые они возбуждают друг против друга.
Яркий и до начала нынешней недели бывший крайним эпизод этой войны всех против всех –начало расследования против премьер-министра Дональда Туска. Его и его партию «Гражданская платформа» подозревают, ни больше, ни меньше, в попытке государственного переворота. Ранее он сам добился расследования против своего предшественника Матеуша Моравецкого, которому, по существу, инкриминируется то же самое: якобы, пять лет назад он пытался подтасовать результаты президентских выборов.
И в понедельник национальный прокурор Дариуш Корнелюк объявил, что бывший премьер-министр и депутат ПиС Матеуш Моравецкий был вызван в прокуратуру в качестве подозреваемого в связи с организацией почтовых выборов в 2020 году.
Так между собой бьются две главные политические силы страны: «Гражданская платформа» и оппозиционное «Право и справедливость».
Партия «Право и справедливость», основанная братьями-близнецами Лехом и Ярославом Качиньскими, властвовала в польской политике в течение восьми лет, контролируя и парламент, и президентский пост, и большинство местных органов власти. Ее правление было для Польши временем экспериментов, которые многим в стране и за ее пределами очень не понравились.
Евроскептики и консерваторы из «Права и справедливости», во внешней политике то и дело ругались с руководством ЕС, больше ориентируясь на Вашингтон, а не на Брюссель, встроились в авангард противостояния России, а во внутренней – попытались зажать оппозицию. И она во главе со своим лидером Туском это запомнили.
В 2023 году «Право и справедливость» проиграло парламентские выборы. Большинство получила коалиция «Гражданская сила», где, в свою очередь, большинство составляет «Гражданская платформа». У «Права и справедливости» остался только пост президента (его занимает Анджей Дуда), что в местных условиях – немало: Польша – президентско-парламентская республика.
Но есть и еще один оплот бывшей партии власти, ставшей оппозиционной – Конституционный суд. Его председатель Богдан Свенчковский и направил в генпрокуратуру 60-страничный документ, в котором потребовал возбудить уголовное дело против Туска, а заодно и дела против многих других высокопоставленных функционеров «Гражданской платформы»: депутатов, судей, министров. (Назовем эту совокупность инициатив по заведению уголовных дел «ответной волной», сейчас будет понятно, почему).
Всем им глава Конституционного суда ставит в вину (цитата из документа) «создание организованной преступной группировки с целью осуществления заговора против конституционного строя страны». Заговором названа та волна уголовных дел (назовем её «первой»), что обрушилась на высокопоставленных функционеров «Права и справедливости» стараниями Туска.
Так, премьеру Моравецкому ставят в вину попытку добиться в 2020 году голосования на президентских выборах по почте. Как считает следствие, глава правительства вовсе не хотел, как сам он говорит, «избежать массовых заражений поляков, пришедших в разгар эпидемии ковида на избирательные участки», а планировал организовать массовые фальсификации в пользу Дуды.
А экс-генпрокурору Збигневу Зебро грозит тюрьма в связи с обвинениями в слежке за политиками от «Гражданской силы» и симпатизирующими ей журналистами.
Дела возбуждаются и против депутатов. На днях, например, меч правосудия от «Гражданской платформы» был занесен, ни больше ни меньше, над главой парламентской фракции «Права и справедливости» Мариушем Блащаком. Ему припомнили попытку, при помощи сомнительных, с правовой точки зрения, методов организовать кампанию против Туска несколько лет назад.
Вдобавок «Право и справедливость» лишилась главного своего оружия – телевизионной кнопки. Придя к власти, «Гражданская платформа» первым делом лишила соратников Качиньского контроля над TVP, польским общественным телевидением.
Президент Анджей Дуда как может помогает однопартийцам из «Права и справедливости». Так он, к негодованию Туска, помиловал бывшего главу МВД Мариуша Каминьского и его зама Мачека Вонсика, приговоренных к двум годам наказания за коррупционные преступления. И тот и другой были арестованы прямо в президентском дворце, куда они прибыли для участия в церемонии назначения советников Дуды.
Теперь польские политики пребывают в ожидании мая, когда в стране состоятся президентские выборы. Дуда был главой государства дважды, на третий срок, согласно конституции, он баллотироваться не может. Кандидатов на майских выборах зарегистрировано много, но главных два: от «Права и справедливости» — руководитель Института национальной памяти Кароль Навроцкий, от «Гражданской силы» — мэр Варшавы Рафал Тшасковский.
Победит первый – и может быть, партия Качиньского сумеет успешно завершить затеянную хитрую интригу и расколоть парламентское большинство, проведя досрочные парламентские выборы. Победит Тшасковский – и, как обоснованно опасаются в «Праве и справедливости», на премьера Туска пропадет последняя управа.
Опросы показывают, что сейчас уверенно лидирует мэр Варшавы. Он обгоняет соперника минимум на десять процентов. Сторонники «Права и справедливости» социологам не верят и готовятся к майской битве. Которая, возможно, будет таковой не в переносном, а самом что ни на есть прямом смысле.
По крайней мере, такой вариант не исключил Свенчковский. В одном из интервью он предположил, что Туск не признает победу Навроцкого и даже выведет на улицы Польши войска, дабы силой свергнуть нового президента. Этого «Право и справедливость» обещает не допустить. Партия напоминает, что ее поддерживают в Польше миллионы. Что на самом деле так.
Туск к известию о том, что он подпал под уголовное дело отнесся философски и, можно сказать, с юмором. Он опубликовал в соцсети ролик, где запечатлел себя, играющего в настольный теннис, и между делом отвечающего на вопрос о возбуждении уголовного дела репликой: «Да ладно, есть дела поважнее». Ролик сопровожден подписью «государственный переворот» — и смайликом.
Будет ли до смеха Туску, если в мае Тшасковский все-таки проиграет? Вряд ли. Слова и действия сторонников Качиньского не оставляют сомнений, что и новая власть, и лично премьер, приводят их в ярость. Отомстить, если представится такая возможность, они, конечно, попытаются. Все это предвещает польской политике жаркое время.