Политика, включая паузу в выдаче разрешений на экспорт СПГ в США и изменения в торговой динамике, привели к замедлению производства СПГ в 2024 году.
В последние месяцы прогнозы по сжиженному газу (СПГ) носили в основном бычий характер благодаря высокому спросу в Европе на любые энергоносители, которые не были добыты в России (по крайней мере, об этом неизменно говорят в Брюсселе). Однако серьезные имеются сомнения в том, что эти прогнозы сбудутся, как минимум, в первой половине 2025 года.
В 2024 году глобальное производств СПГ выросло всего лишь на 2,5%, что совсем мало в сравнении с несколькими последними годами. Частично это замедление объясняется паузой в выдаче лицензий на экспорт американского сжиженного газа, сделанной администрацией Байдена. Между тем, росту флота газовозов, используемых для доставки СПГ, ничто не мешало. Дональд Трамп не только сразу после инаугурации отменил байденовскую «паузу», но и дал ясно понять, что при нем энергетическая политика США будет сильно отличаться от предыдущего четырехлетия. Чего стоит хотя бы известный лозунг-девиз 47-го президента США времен избирательной кампании: «Бури, детка, бури!», направленный на нефтяников и газовиков, от которого он не отказался и сейчас. В результате разных темпов развития транспортная составляющая явно вырвалась вперед в гонке с добычей и производством и сейчас, похоже, возник избыток транспортных мощностей для доставки покупателям сжиженного газа.
«Спотовые транспортные тарифы в Атлантике с ноября прошлого года рухнули более чем на 90% (!) до 4 тысяч долларов в день»,- сообщает Financial Times (FT).
Слабый рост производства СПГ в 2024 году вместе с лихорадкой на судостроительных верфях в отношении газовозов привели к тому, что имеющиеся сейчас в наличии газовозы могли бы перевезти сжиженного газа на две трети больше того, что производится. К этому привела сложная комбинация из политических и экономических причин, в результате чего в Америке резко замедлилось строительство СПГ-заводов и терминалов, а корабли с газом шли в основном в Европу, а не в Азию. Последнее, конечно, объясняется не трансатлантическим единством, а разницей в ценах СПГ в Европе и Азии. В самом ближайшем будущем, ситуация может еще больше осложниться из-за торговой войны между США и КНР, вспыхнувшей с новой силой после прихода к власти Трампа. Напомним, что с сегодняшнего дня вступают в силу китайские тарифы на американский СПГ. Рост поставок американского сжиженного газа в Европу происходит не параллельно с ростом поставок в Азию, а за счет их, что не может не отразиться на выполнении прогнозов если не на весь 2025 год, то, как минимум, на его первую половину.
С другой стороны, строить газовозы по времени процесс значительно более продолжительный, чем добыча газа. Это значит, что убытки подобного рода случаются не так уж и редко. Но судостроители не имеют выбора и вынуждены проводить политику в соответствии с прогнозами, которые могут и не сбыться.
«Убытки судовладельцев, которые возникнут в результате нынешней ситуации, конечно, довольно болезненные, но они носят временный характер,- отмечает FT.- Судовладельцы понимают, что через какое-то время ситуация изменится…»
США и Европы – главные игроки на рынке СПГ, но на нем действует и множество других стран, которым скоро понадобятся газовозы. Причем, значительно больше, чем сейчас. Это, в первую очередь, относится к Америкам. Гайана и Суринам, небольшие, но богатые нефтью и газом страны в Южной Америке готовятся к экспортному буму. Скорее всего, они будут поставлять сжиженный газ в Азию. Расширили свои СПГ-секторы в последнее время и Мексика с Канадой. Причем, Мексика в ближайшие годы имеет все шансы обойти Канаду по объемам экспорта сжиженного газа.