От пошлин для товаров из отдельных стран Дональд Трамп перешел к тотальной тарифной защите отраслей.
Подписав 10 февраля указ о вводе на импорт в США стали и алюминия тарифов в размере 25%, американский президент Дональд Трамп не сделал исключений ни для кого, в том числе и для ближайших союзников и соседей. Пошлиной отныне облагается и тот стальной и алюминиевый импорт, включая металлические изделия, что поступает из Мексики и Канады, несмотря на имеющиеся у Дональда Трампа договоренности с Клаудией Шейнбаум и Джастином Трюдо соответственно о переносе даты введения тарифов на их товары на март.
«Мы вводим 25-проентные тарифы без исключения на весь алюминий и всю сталь, - заявил президент Трамп, подписывая указ в Овальном кабинете Белого дома. - Эти меры сыграют важную роль в росте бизнеса в США».
Правда, все же одно исключение, вернее, возможность исключения, по словам самого Трампа, существует. Речь идет об Австралии.
Президент Трамп защищает американских металлургов от конкурентов из-за границы и пытается таким способом увеличить производство этих важнейших для промышленности металлов в самих Штатах, а также создать как можно больше новых рабочих мест в США. При этом, сообщает Bloomberg, уже 4 марта тарифы на сталь и алюминий могут быть пересмотрены в сторону увеличения.
Ввод тарифов на сталь и алюминий фондовый рынок воспринял довольно спокойно: акции крупнейшего в США производителя алюминия Alcoa Corp., к примеру, прибавили лишь около 1%, а крупнейшего производителя стали Nucor Corp. – 0,5%.
Сша расширяют и углубляют противостояние в сфере торговли со всей остальной планетой. Сейчас, напомним, уже действуют дополнительные 10-процентные тарифы на весь импорт из Китая, а 25-процентные тарифы на товары из Мексики и Канады отложены на месяц. Трамп также не раз говорил о планах ввода ответных тарифов на страны, которые введут пошлины на американские товары.
Он воспользовался 232 пунктом закона «О расширении торговли» (ТЕА) от 1962 года, позволяющим американским президентам вводить тарифы и прочие ограничения в торговой сфере для укрепления внутренней безопасности США. Опыт введения тарифов на сталь и алюминий у него уже имеется – во время своего первого президентского срока он тоже вводил пошлины на эти же металлы (март 2018). Т.е. фактически ввод нынешних тарифов является возвратом и расширением тарифов 7-летней давности. Хотя, конечно, некоторые различия существуют.
Главным отличием новых от старых тарифов, кроме количества стран, является то, что в 2018 году речь шла в основном о производстве сырой стали и первичного алюминия, а нынешние тарифы включают и готовые изделия из стали и алюминия, например, профили и слябы. Кстати, в 2018 году на сталь были введены тарифы в размере 25%, а на алюминий – 10%. Евросоюз и другие страны, подпавшие под действие тех тарифов, 7 лет назад ввели ответные тарифы на товары из США.
Тогда Трамп исключил из тарифного списка Канаду, Мексику и Бразилию, а Джо Байден список исключений расширил.
США сильно зависят от импортного алюминия, потому что американские производители этого металла удовлетворить внутренний спрос не могут. Главными экспортерами алюминия в США являются Канада, ОАЭ и Китай. Зависимость от поставок стали из-за рубежа значительно меньше, чем по алюминию, но она все же существует.
Обращает на себя внимание еще один момент: президент Трамп ввел стале-алюминиевые тарифы накануне официального визита президента Индии Моди, который прилетит в Вашингтон на этой неделе. Между тем, Индия является одним из главных поставщиков стали в Америку. Наверняка, Нарендра Моди попробует уговорить Трампа сделать для Индии исключение по стали.