Google выполнил распоряжение президента о переименовании залива. Мексика, естественно, категорически против.
12 февраля президент Трамп подписал указ о переименовании Мексиканского залива в Американский. Замена географических названий – процесс очень сложный и глубокий. Он не ограничивается простой заменой названий на географических картах и нередко приводит к неожиданным и непредсказуемым последствиям. Желание Дональда Трампа о переименовании Мексиканского залива даже на своем начальном этапе, а процесс замены названий занимает немало времени, лишний раз подтверждает эту мысль.
На этом этапе самую большую головную боль распоряжение президента Трампа, которое, конечно, многие за пределами США считают блажью и капризом не очень уравновешенного лидера первой экономики планеты, принесло Google, который, тем не менее, тут же взял под козырек и уже заменил название Мексиканского залива на всех своих, кстати, очень популярных картах. А вот информагентство Associated Press (АР) отказалось выполнять президентское распоряжение, что, конечно же, не осталось незамеченным в Белом доме. Первым и, наверняка, далеко не последним последствием отказа стало отсутствие журналистов АР на подписании указа Трампом. Их просто не пригласили в Белый дом.
Первым последствием на международной арене являются вполне понятные возражения южных соседей США, в честь которых и назван Мексиканский залив. Дело дошло до того, что острая на язык президент Мексики Клаудия Шейнбаум предложила в ответ переименовать северную часть Северной Америки, т.е. США и Канаду в Мексиканскую Америку. Кстати, на карте мира, выпущенной в 1607 году, Северная Америка называется Мексиканской Америкой.
Решение о переименовании географических названий имеет две части: внутреннюю и внешнюю. Естественно, для США и американцев решение Трампа по Мексиканскому заливу является обязательным для исполнения, а вот для остальной планеты, по крайней мере, теоретически оно носит, как принято говорить в таких случаях, рекомендательный характер. Если отвлечься от того, что США являются единственной на данный момент супердержавой и первой экономикой планеты, то решение Трампа о переименовании не стоило бы и обсуждать. Однако они пока еще сохраняют перечисленные выше и много других как официальных, так и неофициальных титулов, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если президент Трамп проявит упорство и твердость в этом вопросе, а так, скорее всего, и будет, его решение будет иметь последствия для всей планеты.
Наиболее заметным и известным примером переименования географических названий для внутреннего, так сказать, пользования, является Индия. После обретения независимости Дели переименовал множество названий городов и прочих мест, чтобы подчеркнуть свою независимость и полный отказ от колониального прошлого. Не менее ярким, но более знакомым для нас является пример Советского Союза, в котором после Октябрьской революции, были переименованы названия многих населенных пунктов.
С внутренним пользованием все ясно, а вот с внешним – полный туман. По крайней мере, никакой международной организации, которая отвечает за единое название заливов, городов и даже стран нет. В ООН, правда, имеется так называемая Группа экспертов по географическим названиям (UNGEGN), входящая в Совет Экономического и социального совета ООН (UNESC). Она занимается стандартизацией географических названий и каждые пять лет проводит конференции по этому вопросу, но ее решения не имеют обязательного характера.
После того, как Google заменил название Мексиканского залива на Американский, президент Шейнбаум написала компании открытое письмо, в котором призвала ее руководство одуматься и вернуть заливу старое название, которому, кстати, уже 400 лет. В письме она также упомянула, что замена названия является обязательной только на территории США и на расстоянии 12 морских миль от их берегов.