Немецкий автопром столкнулся с резким снижением продаж и ухудшением торговых отношений с Америкой.
Немецкий автопром ничем не отличается от всей экономики Германии – он тоже находится сейчас в кризисе. Продажи падают, а расходы и стоимость производства быстро растут. Результатом кризиса стало опасное отставание в электрификации автопрома Volkswagen AG, Mercedes-Benz Group AG и сотен производителей автозапчастей и деталей. Кризис усилил приход к власти в США Дональда Трампа, который в начале апреля планирует ввести тарифы на все иностранные автомобили, поступающие в США. Попытки немецкого автопрома выйти из кризиса собственными силами оказались безрезультатными. Сейчас автопроиводителям остается надеяться лишь на то, что новое правительство, которое придет к власти после выборов в бундестаг в предстоящее воскресенье, сумеет им помочь найти путь из кризиса, который в немалой мере является делом рук коалиционного кабинета Олафа Шольца. Несмотря на очевидный провал, выражающийся в том числе и в обвале рейтингов как самого Шольца, так и его партии социал-демократы так же, впрочем, как христианские демократы, которым прочат победу, и все остальные участники выборов утверждают, что они смогут вернуть автомобильной отрасли Германии былую мощь и авторитет.
Пока же перспективы немецкого автопрома, в котором работает ок. 780 тыс. человек и который составляет приблизительно 5% экономики Германии, выглядят, мягко говоря, неважно.
Автопром так же, как вся экономика Германии, можно смело называть «экспортным», потому что приблизительно 3 из 4 собираемых в стране автомобилей отправляются на экспорт. Поэтому автомобильная промышленность так уязвима перед протекционизмом и всевозможными ограничительными мерами, включая тарифы. Сейчас «тарифная» угроза исходит из-за океана. США уже ввели 25-процентные тарифы на импорт стали и алюминия и приблизительно такие же тарифы собираются через полтора месяца ввести на импорт автомобилей, а также лекарств и чипов.
Немецкие автопроизводители могут пострадать и от американских тарифов на товары из Канады и Мексики, где работают автозаводы Volkswagen, BMW и Mercedes. Несколько заводов у BMW, Porsche и Mercedes есть и в США. Их продукция будет освобождена от тарифов на импортные автомобили, потому что производство находится на американской территории.
Немецкий автопром неизменно выступает против тарифов, к слову, не только на немецкие авто, но и против тарифов, например, Евросоюза на китайские электромобили. Как подчеркнул в начале февраля глава BMW Оливер Ципсе, свободная торговля является «одним из главных драйверов роста и развития».
Больше всего немецкие автопроизводители жалуются на высокие цены на энергоносители и электроэнергию, которая в ФРГ приблизительно в 3 раза дороже, чем в США и Канаде, и почти на 40% дороже, чем в соседней Франции, где ее вырабатывают АЭС. Все крупные политические партии ФРГ в ходе избирательной кампании дружно обещали снизить цену на энергию. Расходятся они лишь в методах этого снижения.
Нечем похвастаться немецким автопроизводителям и на рынке электромобилей. Китай является крупнейшим рынком для большинства немецких автокомпаний. Правительство Шольца пыталось восстановить отношения с Пекином, хотя и призывало немецкий автопром ограничить сотрудничество с Поднебесной.
Пока очевидно, что сражение за громадный китайский рынок немецкие автопроизводители своим китайским коллегам и конкурентам проиграли. Но они не собираются уходить из Поднебесной. Volkswagen, у которого в КНР св. трех десятков заводов, планирует к 2030 году увеличить продажи в Китае с 2,93 млн в прошлом году почти до 4 млн авто. В планах BMW инвестиции, приблизительно на 20 млрд юаней (2,7 млрд долларов).
Об упадке немецкого автопрома говорит и то, к примеру, что в прошлом году Германия уступила титул крупнейшего рынка электромобилей в Европе Великобритании. К обвалу продаж привела неожиданная отмена субсидий для покупателей электрокаров.