Компания ГСК «Реформа» применила инновационный метод вымораживания льда вокруг подводной части опор недостроенного моста через реку Витим с тем, чтобы демонтировать их.
Река Витим, правый приток Лены, одна из крупнейших водных артерий Восточной Сибири. Это судоходная река, имеющая быстрое течение. Опоры недостроенного моста представляют опасность для судоходства и препятствуют сплаву леса по реке.
Мост начинали строить еще во времена СССР, однако в начале 90-х стройка была заморожена, опоры моста с течением времени стали непригодны для дальнейшей эксплуатации. Строительство нового моста планируется начать уже у этом году, ожидается, что процесс займет три года, стоимость проекта оценивается в 12 млрд рублей.
Согласно заключенному контакту, ГСК «Реформа» должна провести демонтаж как наземной части моста, как и двух опор, находящихся непосредственно в русле реки. Наземная часть демонтирована осенью, а к работам по сносу опор в воде приступили в декабре.
Проект по вымораживанию подводной части опор моста был разработан инженерами компании совместно со специалистами Уральского федерального университета. Технология вымораживания применяется в холодных регионах страны при ремонте судов. Для строительной отрасли она ранее не применялась.
Суть ее заключается в том, что после того, как на реке встал лед, верхний его слой периодически удаляется. Когда вода под вырезанными фрагментами вновь замерзает, снимается следующий. И так до тех пор, пока не будет достигнуто дно. А затем полученная полость заливается водой, которая постепенно замерзает и в результате опоры моста оказываются в крепком ледяном плену: они окружены льдом от дна до поверхности. Отметим, что глубина реки около опор доходит до четырех метров. Таким же способом вымораживания были подготовлены подъездные пути по льду к опорам для проезда тяжелой техники и площадки для их работы по демонтажу опор.
В компании считают, что инновация позволит реализовывать проекты по благоустройству территорий в арктической и субарктической местности. Демонтаж опор недостроенного моста на реке Витим стал первым объектом, на котором усиленная площадка для экскаватора была создана именно таким путем.
«Для России возможность более быстрого освоения регионов Сибири является стратегически важной задачей. Выморозка воды оказалась единственным возможным способом ускорить строительные работы в непростых и изменяющихся климатических реалиях», — отметил Никита Фомин, директор Института Строительства и Архитектуры УрФУ.
Что касается стоимости работ по выморозке опор моста, то в компании сообщили, что она составила «не один десяток миллионов рублей».
«Мы рассматриваем выморозку как эффективный инструмент не только для демонтажа, но и для реконструкций речных пирсов в находящихся в районах со среднемесячной зимней температурой −24 °С до −40 °С . Инновации позволяют отрасли двигаться вперед, а нашей группе компаний браться за задачи, которые еще несколько лет назад казались всем невыполнимыми» — считает — отметил Григорий Фрич, президент группы строительных компаний «Реформа».
«Реформа» специализируется на сносе зданий и сооружений. Так, например, один из проектов — демонтаж завода «Уфалейникель», на месте которого предполагается построить новый завод по производству металлического цинка мощностью 120 тыс. тонн. Проект реализуется компанией «Полимет Инжиниринг», которая и выступила заказчиком сноса старых производственных объектов.