Рынок всасывает новые автомобили, как движок горючую смесь.
Как сообщил накануне Росстат, выпуск легковых автомобилей в январе вырос в годовом выражении на 20,2% — до 54,4 тысяч штук. Результат января 2025 года стал самым высоким для этого месяца с докризисного периода, то есть с января 2022 года, в котором было выпущено 95,1 тыс. легковых машин.
И хотя по сравнению с результатами декабря 2024 года производственные показатели автопрома в январе 2025 года заметно ниже, дело здесь, возможно, только в традиционном влиянии длинных новогодних выходных.
Одновременно с публикацией данных по автопрому, в Казани под председательством министра промышленности и торговли Антона Алиханова прошло заседание координационного совета по промышленности на животрепещущую тему: развитие производства автокомпонентов. Рассмотрена, как сообщается, необходимость усиления тарифной защиты.
Просто защитить рынок пошлинами у управленцев рука не поднимается, поэтому введение внешнеторговых тарифов рассматривалось под тем предлогом, что в разработку отечественных аналогов вложены и бюджетные средства, и собственные инвестиции российских компаний. Что ж, это тоже резонно.
В контексте тарифов была упомянута, впрочем, и опасность «дисбаланса в условиях для импортеров и отечественных производителей», а рынок компонентов назван конкурентным. То есть, в министерстве, конечно, понимают, что «импортеры», за которыми стоят иностранные производители комплектующих, причем без боязни ошибиться можно добавить «китайские», работают в куда лучших финансовых условиях, чем их отечественные конкуренты. Раз мы не можем изменить у себя эти условия, то по крайней мере нужны тарифы, и понимание этого тоже дорогого стоит.
Также министр сообщил, что ведомством был развернут комплекс мер поддержки разработки и наращивания объемов производства отечественных комплектующих.
«В целом могу сказать, что из 740 позиций критической номенклатуры, которая была сформирована в 2022 году, около 330 закрыты российскими поставщиками. По остальным компонентам сейчас идет активная работа, и мы в любом случае должны ее завершить. Это важно для реализации проектов отечественных платформ в рамках нацпроекта по транспортной мобильности», — обнадеживающе и справедливо заметил Антон Алиханов.
Он рассказал также о работе по перезапуску оставленных зарубежными партнерами автокомпонентных площадок. Российским бенефициарам уже передано 22 компании, и ни одна на сегодняшний день уже не простаивает.«Ранее эксперты auto.ru прогнозировали, что в 2025 году продажи новых автомобилей могут сократиться на 10-13%, а при оптимистичном сценарии рынок останется на уровне прошлого года», — писал «Монокль» в начале февраля, когда появилась первая обнадеживающая январская статистика. — «Однако старт года оказался неожиданно успешным. Вопрос лишь в том, сможет ли эта тенденция сохраниться в следующих месяцах или впереди рынок ожидает спад». Это вопрос пока остается открытым
В январе вырос как выпуск, так и продажи легковых отечественных марок, отмечает Александр Корнев, руководитель управления по работе с импортерами «Газпромбанк Автолизинг». Он приводит статистику: из 87,3 тысяч автомобилей, проданных во второй зимний месяц, 31,4 тысячи пришлось на российские бренды.
«И их доля только продолжит расти. Среди причин – не только хорошие продажи востребованных брендов АвтоВАЗа, но и появление ряда новых марок, которых год назад еще просто не было —Xcite, Avrora и Amberavto и другие. Все это также отразилось и на тратах россиян на автомобили». — отмечает эксперт.
В январе сильнее всего выросли затраты на покупку машин именно российских марок: наши соотечественники потратили на них 49,3 млрд рублей — на 54,8% больше, чем годом ранее», — указывает Александр Кортнев.
Если говорить по брендам, обеспечившим наибольший прирост, то АвтоВАЗ – незыблемый лидер, констатирует эксперт. По марке Lada было продано 27,6 тысячи, на пять тысяч автомобилей больше, чем год назад. Из новинок можно отметить недавно созданную, прежде всего для корпоративного сегмента, Lada Aura. Весной дилеры также ждут и новую модель Iskra.
На 13%, до 1,4 тысячи машин, в январе нарастил продажи столичный «Москвич». Большие планы возлагаются на версии «Москвич 5» и «Москвич 8».
Компания Solarisделает ставку на седаны HS на базе Hyundai и появившиеся в декабре 2024 года крососоверы, перелицованные из любимой в России «Креты» — продажи по 630-660 «штук» для каждой модели. В десятку лучших по популярности российских моделей января попали и продаваемые из салонов Lada вседорожники Xcite XCross 7 – 424 автомобиля, добавляет эксперт.
Только начинают завоевывать внимание покупателей такие модели, как Xcite X Cross 8, гибрид I-Space и «электричка» I-Joy. То же самое относится и к собираемым на «Автоторе» электро-седанам Amberavto A5. Вся подзаряжаемая российская техника была включена в госпрограмму поддержки спроса, что дает шанс на рост бизнеса, говорит Александр Кортнев.
Не без помощи госзакупок в январе достаточно уверенно выступили люксовый седан Aurus Senat и новичок-минивэн Avrora-3113. Последний начали собирать в Нижнем Новгороде на базе модели Sobol NN, указывает эксперт.
С учетом того, что за январь 2025 года в России было реализовано более 80 тыс. новых легковых автомобилей, результаты отечественного автопрома в данном сегменте пока полностью не могут удовлетворить потребительский спрос, указывает, в свою очередь, управляющий директор ГК Альфа-Лизинг Максим Агаджанов. Особенно — в свете того, что тех автомобилей, в которых наиболее нуждаются россияне (например, Lada Largus), в январе текущего года не выпускалось, отмечает эксперт.
Рост производства в сегменте по сравнению с предыдущими годами объясняется серией запусков изготовления новых моделей, объясняет он. Например, на калининградском «Автоторе» наладили сборку рамного внедорожника BAIC BJ60, а на площадке УАЗа начали производить пикапы Sollers.
В то же время произошло снижение выпуска грузовых автомобилей и автобусов. Эксперт считает причиной этого сильную конкуренцию со стороны китайских поставщиков, техника которых уже зарекомендовала себя на российском рынке. Помимо этого, ограничены региональные и муниципальные бюджеты на закупку пассажирского транспорта, соответственно, автоконцерны не готовы выпускать продукцию без уверенности, что на нее найдется покупатель. Также динамика выпуска во многом зависела от продолжительности новогодних каникул.
«Как показал опыт прошлых лет и таких моделей и предприятий, как «Москвич» или Sollers, вероятнее всего, что те переговоры, которые сейчас ведутся с партнерами из Китая, касаются сборки именно китайских автомобилей на российских мощностях, но под отечественными брендами. Чтобы изменить эту статистику, России необходимо развивать собственный автопром - не только производство комплектующих, но и интеллектуальные разработки, научные инициативы, ресурсосберегающие технологии. Это необходимо, чтобы продлить ресурс эксплуатации любого двигателя минимум в два раза, КПП — в три-пять раз при правильном техобслуживании. Развитие отечественного автопрома возможно только при усиленной поддержке государства», — уверен Максим Агаджанов.
Ранее звучали прогнозы, что выпуск отечественных автомобилей, в частности от ВАЗа, останется на прежнем уровне или даже немного сократится из-за неблагоприятной экономической конъюнктуры, напоминает ведущий аналитик AMarkets Игорь Расторгуев. Однако, указывает он, рост производства произошел благодаря ряду факторов. Сначала удалось провести модернизацию производственных линий, что позволило оптимизировать выпуск и снизить себестоимость. Затем значительная государственная поддержка и привлечённые инвестиции в обновление оборудования сыграли свою роль, повысив эффективность работы заводов.
Кроме того, конкуренция со стороны китайских компаний, которые внедряют свою локализацию, вынудила отечественных производителей ускоренно реагировать на рыночные вызовы, запуская новые модели и улучшая качество продукции.
«Отечественные автопроизводители, в частности АвтоВАЗ, сохраняют или даже наращивают производственные мощности, опираясь на модернизацию производства, государственную поддержку и стратегию локализации. Рост производства автомобилей в России также обусловлен увеличением присутствия китайских автопроизводителей. Например, компания Great Wall Motors планирует расширить свои производственные мощности в России до 200 тысяч автомобилей в год, начиная с 2025 года», — отмечает Игорь Расторгуев.