Škoda: «Надеемся, что Volkswagen выживет»

Чешская Škoda опасается за судьбу материнского концерна Volkswagen и сетует на потерю российского рынка

Читать на monocle.ru

«Сейчас наша цель — чтобы выжил Volkswagen. Мы прекрасно знаем, что если он не выживет, то и мы не выживем. Либо хедж-фонды разорвут нас на части, либо нас купит Китай», — заявил в интервью чешскому изданию CZ Byznys зампред наблюдательного совета Škoda Ярослав Повшик.

В отличие от Volkswagen, у Škoda, по его словам, был «отличный год». «Но мы следим за материнской компанией, все последствия, особенно негативные, ложатся на нас», — пояснил Повшик.

Когда немцы завидуют чехам

Накануне Volkswвagen представил итоги года, согласно которым, в 2024 году Škoda Auto увеличила свою операционную прибыль на 25% — с 1,77 млрд евро до 2,3 млрд евро. Хотя прибыль самого концерна Volkswagen снизилась на 15% до 19,1 млрд евро, а чистая прибыль всей группы обрушилась на 30,6% до 12,39 млрд евро.

Škoda Auto также сумела нарастить продажи с 26,5 млрд евро в 2023 году, до 27,8 млрд евро в 2024 году, реализовав 926 600 автомобилей (+6,9% к 2023 году).

«Мы являемся четвертым лучшим производителем в Европе, у нас вторая по величине маржа в Volkswagen Group, высокая доходность, и мы обеспечиваем стабильный и надежный денежный поток, в условиях, когда даже позиции Audi и Porsche пошатнулись», — уверен Ярослав Повшик.

Преимуществами Škoda, по его мнению, являются низкие затраты, традиции, качество и хорошие отношения с клиентами. При этом чешской компании приходится сталкиваться с «обычной человеческой завистью» со стороны Volkswagen.  «Когда у тебя все получается, не всем это нравится. Я часто слышу в Германии: «Вы слишком хорошо живете за счет наших ноу-хау и денег». А я отвечаю: «Будьте благодарны, всё, что зарабатываем, мы возвращаем и помогаем сократить ваши высокие расходы до последнего цента».

Однако он не исключает, что чешскому подразделению придется отказаться от некоторых инвестиционных планов в пользу «более дорогих» проектов Volkswagen Group.

«Мы потеряли российский рынок и российские заводы, которые нам передал Volkswagen, и где работало 4200 человек. Это была большая утрата, которую мы несем по сей день», — сетует Повшик.

Электромобили без прибыли

Самой большой проблемой для всей автомобильной отрасли в Евросоюзе сегодня является «зеленая повестка» и отказ от двигателей внутреннего сгорания. 

Как утверждает зампред наблюдательного совета Škoda, его компания не получает никакой прибыли от электромобилей. «Но они нам нужны, чтобы не платить штрафы, которые мы платим за другие автомобили. В среднем мы зарабатываем 6000 евро на автомобиле после вычета штрафов», — подсчитал Повшик.

Дело в том, что, согласно принятой в мае 2024 года директиве Евросоюза, страны должны ввести штрафы за несоблюдение критериев по выбросу углекислого газа в атмосферу в размере не менее 5% от годовой выручки компании. Также с этого года введены более жесткие требования к среднему содержанию углекислого газа в выхлопах автомобилей и штрафы в размере 95 евро за каждый «лишний грамм» CO2.

В начале марта этого года председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предложила смягчить систему штрафов в качестве меры по преодолению кризиса, в котором сейчас находится автомобильная промышленность Старого света. Автопроизводителям разрешили отчитываться о достижении целей за трехлетний период, а не за каждый год. При этом лимиты выбросов остались прежними.

Руководитель Volkswagen Оливер Блюм счел план ЕС «прекрасной возможностью». «Благодаря трехлетнему механизму компенсации ЕС не потеряет ничего от компенсаций за выбросы CO2 для защиты нашего климата», — заявил Блюм.

Коллега из Чехии с Блюмом, похоже, не согласен. «Станет лучше, но этого недостаточно. Для нас, как массового производителя, выпускающего миллион и более автомобилей, этого просто недостаточно. Часть производств может быть остановлена», — не исключает Повшик.

В частности, его беспокоит завод в чешском городе Врхлаби, выпускающий классическую коробку передач. На заводе во Врхлаби уже много лет производятся автомобили, в том числе и премиум-сегмента, однако он не сможет продолжать работу после 2035 года. Сейчас руководство Škoda продумывает план, как переориентировать завод на что-то другое. «Нам нужны новые продукты, будь то комплектующие или автомобили. Или нам придется разместить его где-нибудь в Индии, как сопутствующее производство», — говорит Повшик.

По мнению Повшика, Европа не способна реализовать свою же стратегию развития автомобильной отрасли: «К сожалению, она стала слишком бюрократической, имеет множество обязательных к исполнению правил, и каждый день изобретает что-то новое. Во всем мире такого нет, из-за чего возникает огромная конкуренция».

«Лично я бы сказал: выбросьте эти чертовы разрешения, которые превратились в значительный второстепенный бизнес. Отмените штрафы за выбросы углекислого газа, если хотите увидеть инвестиции», — говорит Повшик.

Зарядка на нуле

Для электромобильного производства в Европе основной проблемой является отсутствие собственных заводов по производству аккумуляторов.  При этом батареи составляют 30–40% о стоимости электромобиля. В этой связи еврокомиссар по транспорту Апостолос Цицикостас в начале марта выдвинул план, по которому Фонд инноваций ЕС выделит 1,8 млрд евро на выпуск аккумуляторов европейским производителям.

Комиссия также хочет создать «Организацию по доступу к сырьевым материалам для аккумуляторов» и привлекать новых работников в автомобильную отрасль. «Наша рабочая сила стареет. Мы отстаем в поставках аккумуляторов и других инновационных областях. Инновации и цифровизация играют решающую роль в нашем плане», — заявил Цицикостас.

«Нам нужно сделать аккумуляторы дешевле — тогда люди будут покупать электромобили. Но на это потребует больше времени», — согласен представитель Škoda.

Между тем, на долю автомобильной промышленности приходится около 7% экономики Евросоюза, в отрасли заняты 14 млн человек. Сейчас европейские автопроизводители сталкиваются с падением интереса к своей продукции, что в основном обусловлено растущей конкуренцией со стороны Азии в сфере электромобилей, собственно самим переходом на электрические машины, а также строгими ограничениями на выбросы со стороны Еврокомиссии. Так, глава Renault Лука де Меа подсчитал, что европейским автопроизводителям грозят штрафы в размере до 15 миллиардов евро.

И все эти проблемы могут усугубиться импортными пошлинами со стороны США, которыми президент Дональд Трамп угрожает Евросоюзу. Больше всего пошлины могут затронуть страны Центральной Европы, во главе с Чешской Республикой, поскольку они наиболее зависимы от внешней торговли. Доля экспорта в их производстве колеблется от 92% в Словакии до 69% в Чехии. Ниже среднего показателя по ЕС находится только Румыния — 39 процентов.