Просевший импорт Китаем российской и иранской нефти должен восстановиться

К прибыльной торговле российской и иранской нефтью в надежде хорошо заработать подключаются владельцы не находящихся под санкциями танкеров.

Читать на monocle.ru

Последний месяц зимы отметился в закупках энергоносителей Пекином двухлетним минимумом по импорту нефти из России и Ирана. Однако как аналитики, так и трейдеры уверены, что это временный откат, пишет Reuters, и что китайский импорт «черного золота» из России и Ирана восстановится уже в марте.

Снижение закупок в феврале стало последним «подарком» Москве от администрации Байдена, которая накануне инаугурации Дональда Трампа ввела очередные санкции против «теневого» флота, танкеры которого развозят российскую нефть покупателям. Под эти санкции, самые агрессивные, как минимум, за последние три года попали десятки судов, на которых российская нефть марки ESPO доставлялась из дальневосточного порта Козьмино независимым китайским нефтепереработчикам. Этот порт является конечной точкой трубопроводной системы ВСТО протяженностью ок. 5 тыс. километров, соединяющей сибирские месторождения с югом Приморья.

Новые санкции (байденовские) на российский и новые санкции (трамповские) на иранский теневой флот повысили нагрузку на танкеры, пока не попавшие в «черный» список. Не удивительно, что в условиях дефицита судов дневные тарифы в феврале удвоились, а в отдельных случаях даже утроились. Возможность заработать сыграла и положительную роль: попытать счастья в прибыльной транспортировке нефти решили операторы танкеров, ранее не возивших российскую или иранскую нефть в Китай и, естественно, не находящихся под американскими и  европейскими санкциями. Reuters, к примеру, пишет об 11 таких танкерах, ранее не перевозивших нефть из России в Китай. Ряд этих кораблей раньше доставлял российскую нефть, по данным LSEG, в Индию.

«Взлетевшие после ввода санкций транспортные тарифы привлекли в торговлю российской нефтью новые танкеры,- цитирует Reuters одного из китайских трейдеров, активно покупающих российскую нефть, по-прежнему привлекательную благодаря дисконтам.- Судовладельцы  покупают новые корабли, чтобы заработать (на доставке российской нефти)».

Заметно увеличились в последние дни зимы и поставки в Китай иранской нефти. Иранцы, которые за долгие годы американских санкций, придумали немало способов обходить их, включая перегрузку нефти с корабля на корабль для того, чтобы скрыть первоначального поставщика, пользуются еще и тем, что в Поднебесной в последние месяцы начали работать несколько новых нефтяных терминалов.

Если в прогнозах по «отскоку» экспорта российской нефти в Китай после февральского спада у экономистов сомнений нет, то с Ираном ситуация сложнее. Там отскок может произойти несколько позднее. Сторонник «максимального давления» на Тегеран Трамп ввел новые санкции против иранской нефти совсем недавно и с учетом инерции в начале их действия может случиться так, что то, что произошло с российским экспортом нефти в Китай в феврале, с иранским экспортом произойдет в марте или даже в апреле. Но в любом случае за снижением обязательно последует восстановление, уверена аналитик Vortexa Мэри Мелтон, потому что китайский спрос на «чистые» (не находящиеся под санкциями танкеры) останется высоким».