Эксперт: без локализации на российском авторынке делать больше нечего

То, что продажи новых автомобилей сильно просели, уже не самая большая новость, но причины этого подробно еще не разобраны. На АвтоВАЗе одновременно и бьют тревогу, и успокаивают. Его перспективы, как полагают эксперты, выглядят предпочитетельнее, чем у импорта. Показательно, что доля «китайцев» вернулась к уровням двухлетней давности.

Читать на monocle.ru

Драма и ее действующие лица

Информация о потенциальной остановке завода по производству автомобилей компании АвтоВАЗ в Тольятти не соответствует действительности. Такое заявление был вынужден сделать автоконцерн в ответ на слухи о том, что он запланировал приостановить работу завода в Тольятти из-за сокращения продаж и затоваривания складов.

Предстоящая остановка мощностей в мае – ежегодная и плановая, подчеркнули в компании.

Напомним, на прошедшей неделе президент АвтоВАЗа Максим Соколов заявил: «драматическое падение рынка в марте и итоги первого квартала подтверждают наш прошлогодний прогноз о существенном сокращении в 2025 году российского автомобильного рынка, на который оказывают негативное влияние высокая ключевая ставка, ужесточение требований к заемщикам и общих условий выдачи кредитов со стороны ЦБ, а также почти полумиллионные стоки автомобилей иностранных брендов, завезенных в 2024 году, что приводит к беспрецедентному необоснованному демпингу, и другие неблагоприятные факторы». Заявление было опубликовано на сайте тольяттинского автозавода.

Продажи автомобилей Lada на российском рынке в марте 2025 года упали на 33%, до 28 699 штук. Но есть и хорошая новость: это на 7,4% выше февральского результата.

В целом за первый квартал 2025 года в России было реализовано 76 217 автомобилей Lada (-16,8%). Общий же объем отечественного рынка, по данным компании, в январе-марте снизился почти на четверть (на 24,8%).

«В данной ситуации особенно важны взвешенные регуляторные решения в отношении доступности кредитов и лизинга для покупателей», – дал пас Центральному банку президент главной российской фирмы по выпуску легковых автомобилей. Впрочем, такие пасы как правило остаются без продолжения.

«А также, – добавил он, – в отношении баланса импортных стоков, производства и продаж отечественных автомобилей во избежание дальнейшей трансформации негативных рыночных тенденций в ситуацию критического падения продаж в отрасли». Эти изящные формулировки и послужили, видимо, для ряда Telegram-каналов поводом щегольнуть «осведомленностью» и выдать плановую остановку АвтоВАЗа за нечто большое.

В компании поспешили развеять эти слухи. «Текущее состояние АвтоВАЗа позволяет сохранять финансовую стабильность даже при значительных колебаниях спроса, – передало сообщение РИА Новости со ссылкой на пресс-службу концерна. – В настоящее время у нас нет планов по дополнительным остановкам производства». В компании отметили, что в мае, как и каждый год, предприятие уйдет в двухнедельный единый корпоративный отпуск – время для текущего обслуживания и модернизации сборочных линий и оборудования.

Первый месяц весны, который после зимней спячки нередко приносил авторитейлу оживление, в текущем году не смог этого сделать, отмечает директор департамент продаж Газпромбанк Автолизинг Николай Фомин. С учетом легковой и LCV-техники было реализовано лишь 82,7 тысячи новых машин (данные регистраций).

В итоге март стал уже третьим месяцем подряд, когда объемы бизнеса оказались в диапазоне в среднем 80-90 тысяч машин. Это крайне мало для отечественного авторынка. Более того, впервые с 2022 года нынешний март (82,7 тысячи машин) оказался хуже января (87,3 тысячи), указывает эксперт.

Разве что относительно февраля текущего года март все же прибавил 2,7 тысячи сделок, или 3%. Однако, указывает эксперт, в сравнении с «урожайным» мартом 2024 года падение составило 45%, а первый квартал в целом оказался закрыт с результатом в 254,1 тысячи машин (-26% к январю-марту 2024 года). «Рынок повторил сценарий первых трех месяцев 2022 года, когда было реализовано порядка 260 тысяч машин. За исключением анонсированных новинок, предпосылок к тому, чтобы авторитейл начал оживать, практически нет», – говорит Николай Фомин.

Не наших бьют

Отметим, что при анализе автомобильного рынка нас интересуют два аспекта, и интересуют весьма по разному. Первый и главный, это продажи собственно российских машин и тех, что собраны на территории РФ. Второй – машин импортных. В отношении последних падение продаж сочувствия не вызывает, напротив, чем их меньше, тем лучше. Не все автолюбители с нами согласятся, но мы смотрим с точки зрения производства.

И вот хорошая с указанной точки зрения новость: основные причины отрицательной динамики рынка эксперт связывает с китайскими марками. Ни один бренд из популярной десятки не показал рост, а падение составило от 17% до 70%, сообщил Николай Фомин. Новая реальность объемов бизнеса даже самых успешных «китайцев» – ежемесячные продажи, не превышающие десяти тысяч штук, отметил он.

Все бренды из Поднебесной в марте суммарно реализовали в России порядка 41 тысячи машин (-49%) и около 132 тысяч за I квартал (-32%). В этом свете, полагает Николай Фомин, неудивительно, что доля «китайцев»  вернулась у нас к уровням двухлетней давности и впервые с начала 2023 года составила в марте текущего года 49,6%.

«Если прежде до 80% китайских машин продавалось в кредит, то к марту эта доля сжалась в ряде марок до 20-30%», – отмечает эксперт.

На этом фоне в более в выгодном свете предстали отечественные бренды, которые, однако, также показали спад продаж, обращает внимание Николай Фомин. Марка Lada, как уже отмечалось, отгрузила дилерам всего 28,6 тысячи машин (- 33%) в марте.

Падение продаж новых машин началось еще в конце осени – начале зимы 2024-го, напоминает Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Мой Автопрокат» (сети автопрокатов в России и за рубежом). В числе причин – двухэтапный рост утилизационного сбора. До 1 октября прошлого года за модель из массового сегмента с объемом двигателя до 2 литров платили 310 тыс. руб., а с 1 января 2025 года сбор достиг уже 670 тыс. руб. И эти деньги прибавляются к цене автомобиля.

«Следствием увеличения утильсбора стало затоваривание рынка. До 1 октября дистрибьюторы гнали и гнали автомобили в РФ. Но никто из них не мог предположить, что с ноября спрос начнет падать, и им не удастся реализовать машины 2024 года выпуска.  1 января 2025 года на складах простаивали около полумиллиона легковушек», – говорит эксперт.

Наряду с утильсбором, причину он видит в росте ключевой ставки до рекордного 21%: «При такой ее величине кредиты дорого обходятся. В конце осени прошлого года новый автомобиль в среднем по России стоил 3,7 миллиона».

Для банков, поясняет эксперт, важен первоначальный взнос, он должен быть не менее 30%, а при высоких ценах на машины такие деньги есть не у всех. «Также растет популярность вкладов на депозитах. Держать деньги под хорошие проценты в банке сейчас для многих выгоднее, чем вкладывать в автомобили», – объясняет Дмитрий Матвеев.

Также, полагает он, наблюдается выжидание потенциальными покупателями (у которых нет острой необходимости в автомобиле) возвращения в РФ ушедших на фоне обострения геополитической ситуации в 2022 году брендов, и – повсеместный рост затрат на содержание автомобилей

Происходит закономерное снижение продаж по ряду причин, подтверждает и руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК Альфа-Лизинг Анастасия Байбароша. Во-первых, автомобили Lada остаются самыми доступными на рынке новых машин. Их потенциальные покупатели в одном шаге от приобретения подержанного автомобиля по финансовым причинам. То есть, если банк не одобрит кредит или одобрит на меньшую сумму, то покупка новой Lada отменяется, а клиент уходит на рынок подержанных автомобилей.

Но на место таких покупателей приходят те, кто не смог купить новую иномарку за 2-3 млн рублей, или не хотят смотреть на рынок автомобилей с пробегом. В результате, по данным Автостата в марте 2025 года рынок просел на 45,5%, а продажи АвтоВАЗ снизились всего на 33%. То есть, АвтоВАЗ значительно увеличил свою долю рынка в марте.

«Торговать новыми автомобилями в нынешних условиях непросто. К тому же у Lada есть прямые конкуренты: это китайские седаны класса В в той же ценовой категории. В этом случае скидки имеют решающее значение для клиентов при принятии решения. Отложенный спрос растет, при доступных кредитах за автомобилями мы бы наблюдали очереди и привычную картину с продажей дилерами дополнительных опций, как в 2022 году», – говорит Анастасия Байбароша.

Среди важных факторов, которые влияют на объемы продаж сегодня, эксперт также отмечает выжидательную позицию клиентов: многие ждут осени, так как считают, что в конце года ЦБ может снизить ключевую ставку до 17-19%.

С 1 октября 2025 года будут допускать к работе в такси только автомобили с высоким процентом локализации, напоминает она. Таким образом, выбор таксопарков сужается, и Lada оказывается в приоритете.

В России зарегистрировано 728 173 такси (по данным ФГИС «Такси»). Рентабельность бизнеса диктует необходимость каждый год надо обновлять 50% автопарка. То есть, срок службы машин в такси не должен значительно превышать два года. «В итоге мы получаем 364 тысячи потенциальных клиентов в год, значительная часть которых выберут Lada Vesta, Iskra и Aura. В результате к концу года продажи именно АвтоВАЗа могут выровняться и оказаться примерно на уровне продаж 2024 года», – оптимистично полагает эксперт.

В целом, констатирует она, ситуация напоминает 2008 год, когда курс доллара резко вырос и популярные до этого иномарки стали покидать топ рейтинга продаж в России. Например, Shevrolet потеряли 21% продаж, Ford – 37%. Тогда люди переключились на вторичный рынок и на новые машины отечественного производства. Потом покупатель «распробовал» корейские автомобили и полюбил их, произошел передел рынка.

«Сегодня тоже происходит передел, но не такой глобальный из-за небольшого количества игроков на рынке. Победит тот, кто переживет нынешний спад, предлагая более-менее доступные модели. Поэтому сегодня уровень локализации имеет особенно важное значение – бренды с заводами в России имеют больше шансов на выживание на нашем авторынке», – заключает Анастасия Байбароша.