Компания «Системы точного земледелия» (СТЗ), резидент «Сколково» и Новосибирского инновационного фонда , разработчик оборудования технологии точного земледелия, запустит производство инновационных сельскохозяйственных дронов.
Новая машина, предназначенная для аэрофотосъёмки полей, позволяет снизить затраты на проведение этой операции.
Как рассказал «Моноклю» генеральный директор СТЗ Борис Скрынник, главная цель, которую преследовал коллектив разработчиков - создать БПЛА, «надежный по конструкции и дешевый по комплектации», с минимальными требованиями к квалификации пилота, чтобы сельхозпроизводитель мог самостоятельно, без привлечения сторонних специалистов и оперативно, в нужные сроки вегетации растений выполнять съёмку.
«Задача оператора - поставить БПЛА на поле, запустить моторы, и дрон сам выполняет полёт на заданной высоте, осуществляет аэрофотосъёмку поля, возвращается к месту взлёта и совершает посадку. Далее из него вынимается SD-карта со снимками, информация передаётся к нам на сервер, мы обрабатываем снимки и изготавливаем карту-задание на обработку поля», - поясняет он.
Простоту эксплуатации дрона обеспечивает его конструкция. На планере нет управляемых аэродинамических поверхностей, двигатели жёстко закреплены. Вертикальный взлёт или посадка, переход в горизонтальный полет, управление соответствующими винтомоторными группами производится бортовым контроллером управления. По словам Скрынника, за прототип был взят китайский образец, при этом бортовой контроллер - мозг машины - собственная разработка СТЗ.
Затраты на аэрофотосъемку (АФС) снижаются благодаря экономичной комплектации дрона. Разработчики испытали и предложили альтернативную технологию изготовления карт-заданий на внесение удобрений. Обычно АФС осуществляется дорогими мультспектральными камерами, которые фиксируют изменение вегетационного индекса NDVI, или степени отражения и поглощения растением разных световых волн. А в данном решении использованы простые камеры компьютерного зрения RGB, по цветным снимкам которых определяется изменение индекса массы растений.
С помощью этих же камер разработчики планируют осуществлять съёмку для выделения на полях сорняка, чтобы изготавливать карту-задание для опрыскивателя с целью точечного его удаления. Цветная камера выделяет зелёный сорняк во время предпосевной обработки - в режиме «зеленое на черном» и после уборки урожая - «зеленое на желтом». На следующем этапе запланировано научить камеру выделять сорняк на изображении в режиме «зеленое на зеленом», то есть в период созревания урожая - методом ИИ.
В компании не раскрывают финансово-экономические параметры своего бизнес-плана, однако можно предположить, что новинка будет востребована рынком. Оценки спроса на БПЛА со стороны сельхозпредприятий разнятся, но темпы его роста в ближайшее время прогнозируются весьма высокие - более 20% в в год. К 2030 году объем рынка может составить 40 тыс. ед. при средней стоимости аппарата в 2 млн руб. Правда, в эти цифры включены как дроны для съёмки полей, так и предназначенные для непосредственной обработки посевов - внесения удобрений, инсектицидов и фунгицидов.
Что касается обработки полей, то в СТЗ предлагают заказчикам применять как раз не дроны, а «умную» сельхозтехнику. С этой целью в компании ранее создали систему высокоточной навигации, включающую в себя бортовой компьютер управления, смарт-антенну, систему управления секциями посевного комплекса. «После того, как составлена карта-задание на обработку поля, мы высылаем ее заказчику, он загружает её в нашу систему управления сельскохозяйственным агрегатом «Агронавигатор» и выполняет дифференцированное внесение удобрений», - поясняет Скрынник. Таким образом, дрон для съёмки сельхозугодий замыкает всю технологическую цепочку точного земледелия.
С целью расширения рынка сбыта своего БПЛА, в СТЗ придумали, как его доработать и использовать при тушении пожаров в качестве разведчика-ретранслятора. Речь идёт о взаимодействии дрона-разведчика с дронами-пожарными, работающими на дистанционном тушении ландшафных пожаров за горизонтом. «Такой технологии в настоящее время в России нет», - утверждает Скрынник. Впрочем, основным заказчиком запуска в производство подобной разработки, по логике, должно выступать государство. «Тестируем опытные образцы и ищем бюджетные инвестиции», - резюмируют в компании.