Компания «Эйч энд Эн» (бывшая «Данон Россия») построит на базе своего молочного комбината «Самаралакто» новое предприятие по производству растительных напитков под маркой Planto.
В проект, который планируется завершить к концу 2026 года, будет вложено более 1 млрд рублей. Мощность цеха - 17 тыс. тонн продукции в год позволит инвестору на 30% увеличить общий выпуск растительного молока и претендовать на лидерство на рынке.
До 2022 года «Данон Россия» импортировала на российский рынок растительные напитки марки Alpro. А незадолго до своего ухода из России, в 2021 году французы локализовали производство в Краснодарском крае, вложив в проект 1 млрд рублей. В 2023 году, когда «Данон Россия» была национализирована, Alpro превратился в Plantо. При этом, если в 2021 году доля рынка Alpro составляла 21,5%, то в 2024 году его преемник Planto, по данным самой компании, занял в самых массовых каналах продаж - супермаркетах и онлайн-торговле - 39,8% и 38,1%, соответственно. Новые мощности, которые будут построены в Самаре, это, безусловно, заявка на то, чтобы стать номером один на рынке, лидером которого до сих пор было Nemoloko («Сады Придонья»).
Впрочем, инвестпроект «Эйч энд Эн» можно трактовать и иначе - как стремление не отстать от мощного тренда, связанного с ростом популярности напитков на растительной основе. Рынок, хотя и небольшой по объёму - приблизительно 150 тыс. тонн в год - с момента своего возникновения в 2017 году растет двузначными темпами и в 2024 году снова прибавил около 30%. Это вписывается и в мировую картину, согласно которой потребление растительных напитков до 2031 года будет увеличиваться как минимум на 7,5% в год, а объем рынка достигнет 30-40 млрд долларов.
Бурный рост спроса на растительное молоко объясняется как низкой базой, так и все большим числом людей с непереносимостью лактозы, а также сторонников ЗОЖ. Последние, кстати, составляют заметную часть посетителей кофеен, где в меню есть растительное молоко. В свою очередь, для Planto, который еще недостаточно представлен в сегменте HoReCa, это направление является сегодня главным стратегическим резервом наращивания продаж.
Еще один тренд, который важен для компаний с точки зрения их стратегии, это выход в модную рыночную нишу как возможность диверсифицировать продукт, когда основной рынок достиг зрелости. Производитель соков «Сады Придонья» и переработчик обычного молока «Эйч энд Эн» прекрасно это демонстрируют.