США приставили к виску Европы газовый пистолет

Согласившись когда-то с риторикой из-за океана о том, что российский газ это якобы оружие против нее, Европа оказалась в незавидном положении. Уговоры сменись диверсиями, а за теми последовал жесткий диктат.

Читать на monocle.ru

Антироссийская позиция Европейского союза привела к нестабильности поставок энергоносителей, в то время как Индия и Китай получают дешевое топливо – а главное, обеспечены им. Пока лидеры ЕС в Лондоне на саммите по энергетической безопасности обсуждают независимость от российского газа, промышленность региона стагнирует, а перспективы наполнения резервов остаются туманными. Если не считать предложения СПГ от США, а особенно — не смотреть на стоимостные характеристики этого предложения.

Рост экономики многих стран ЕС не превышает 1% с 2022 года, из-за резкого роста цен на энергоносители в результате отказа от поставок из России. Сейчас ситуация ухудшилась из-за торговых пошлин Дональда Трампа, особенно из-за требования, чтобы Европа купила дополнительно СПГ из США на 350 млрд долларов — в два или три раза дороже, чем более дешевый и доступный российский трубопроводный газ или даже СПГ. 

Пока цены на газ в Европе продолжают падать, но не благодаря благоприятной мировой конъюнктуре, а из-за резкого падения объемов промышленности. В пятницу, 25 апреля 2025 года они упали на 5% – до 376 долларов за тысячу кубометров, следует из данных лондонской биржи ICE. Майские фьючерсы по индексу TTF (крупнейшего в Европе хаба, расположенного в Нидерландах) открыли торги у отметки в 396 долларов за тысячу кубометров (+0,3%), что стало ценовым максимумом в пятницу. Ценовой минимум составил 375,7 доллара (-4,8%).

«Основной вопрос, который стоит на повестке дня, – это источники покупки газа для ЕС перед новым отопительным сезоном и цена этого топлива», – сказал РИА Новости портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин.

Европейский рынок сохраняет интерес для России, хотя объективно этот интерес снизился, наверное, пропорционально тому, насколько упал российский газовый экспорт в ЕС. В то же время, этот экспорт продолжает играть значимую роль, особенно для некоторых стран, идя южным трубопроводным маршрутом и морскими судами на севере путем поставок СПГ, в импорте которого Европой Россия заняла весьма заметное место. Кроме того, интерес к европейскому газовому рынку стал у нас в стране разогреваться после смены в США хозяина Белого дома.

На протяжении апреля и, в особенности, на прошедшей неделе не утихали спорадические экспертные и политические дискуссии вокруг потенциального возвращения прямых трубопроводных поставок российского газа в Европу и того, какую роль во всем этом сыграет новая американская администрация, напоминает эксперт Российского газового общества Антон Соколов.

«Хотелось бы сразу предостеречь от чрезмерных надежд – если говорить исключительно об энергетическом рынке, без широких политических обобщений, то на нем мы с Соединенными Штатами ни в коем случае не друзья и не партнеры, а конкуренты, находящиеся при этом в фазе острого антагонизма друг другу. Не для того нас последовательно на протяжении последних 10 лет выдавливали с рынка, чтобы сейчас способствовать нашему туда возвращению», — говорит он.

Инициативу Трампа по получению контроля над украинской ГТС, продолжает эксперт, также следует рассматривать в рамках этой парадигмы, не беря даже в расчет общий неоколониальный характер американской миротворческой риторики. Россию так долго обвиняли в том, что она использует поставки газа как оружие, что наши оппоненты не только сами в это поверили, но и решили сами вооружиться газовым «пистолетом», чтобы держать на прицеле и ту же Европу, и даже Россию.

Лишним подтверждением нашего антагонизма является и то, считает Антон Соколов, что санкции с «Северного Потока — 2», неповрежденную нитку которого, потенциально можно было бы использовать для возобновления поставок, никуда не исчезнут, несмотря на все вбросы от ассоциированных с демпартией американских СМИ. Это не более, чем элемент внутриамериканской политической борьбы, где «связи с Россией» по-прежнему рассматриваются как обвинение.

Со стороны ЕС никаких подвижек в части снятия российских санкций с бывших европейских дочек «Газпрома» также не наблюдается, соответственно, газопровод «Ямал-Европа» пока к своей роли не вернется. Собственно, и польская сторона едва ли возьмется за возобновление транзита, учитывая тот факт, что польское руководство открыто готовится к вооруженному столкновению с Россией. «Турецкий поток» также не обернется инструментом для возврата российского газового экспорта, поскольку и так работает с максимально возможной загрузкой. Соответственно, уверен Антон Соколов, о прямых поставках думать пока преждевременно, хотя российское руководство и демонстрирует готовность к подобным переговорам.

Что же касается самого рынка, то перспектива возвращения российского газа рассматривается руководством отдельных государств и бюрократическим аппаратом ЕС не как «манна небесная», которая позволит перезапустить европейскую экономику, а как «коварный план Москвы» по разложению ЕС и манипулированию ценами на газовом рынке Европы. Впрочем, пока, напоминает Антон Соколов, единой стратегии в отношении российского газа в ЕС не выработано, хотя цель заместить его полностью к 2027 году уже поставлена. Цель, правда, обозначена как «non-binding», то есть не имеющая обязательной силы.

В целом, несмотря на агрессивную антироссийскую риторику, от эмбарго на российский газ (что трубопроводный, что СПГ) европейские чиновники воздерживаются, поскольку для полного разрыва энергетических связей потребуется единогласная поддержка всех членов ЕС, но от Венгрии и Словакии (по крайней мере, сейчас) такую поддержку получить будет затруднительно. Впрочем, дискуссии о возможных механизмах принятия стратегических решений в обход отдельных стран в Европе уже идут.

«Тем не менее, — заключает эксперт, — презентация плана замещения российских газовых поставок недавно была снова перенесена на неопределенный срок. Если стратегия и план и появятся в ближайшее время, то можно с уверенностью говорить, что экономическая целесообразность в них будет принесена в жертву политическим химерам. Политика, долгое время бывшая, в соответствии с ленинской максимой, «концентрированным выражением экономики», очевидно поменялась с ней местами. По крайней мере, у наших западных соседей».

Пока же на прошлой неделе на европейском газовом хабе TTF курс сырья превышал 420 долл. за тыс. кубов, а в начале этой — газ вновь подешевел до 380 долл., и с пика, это составило -10% за пять торговых сессий, отмечает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер. Но для такого исторически волатильного актива скачки курса в порядке нормы, более того, цены вот уже два месяца в боковике на фоне противоречивых факторов: то усиливаются торговые войны — сырьевые товары падают, то США и КНР ослабляют взаимную хватку — энергоносители отскакивают. 

«На фоне активизации тарифных консультаций в ближайшие сессии ожидается очередной технический отскок курса газа от нижней границы боковика. Есть вероятность вернуться вверх за 400 долларов. Правда, прорваться за верхнюю границу консолидации пока вряд ли получится: теплая погода, снижение спроса на газ со стороны Азии — в Китае импорт сократился на 20% месяц к месяцу, а в Индии на фоне падения цен на уголь решили временно перейти на более дешевое топливо — и пополнение европейских газовых хранилищ выступят среднесрочными факторами давления на курс газа на хабах», — заключает эксперт.