Вашингтон и Пекин говорят о прогрессе на переговорах в Женеве

Первый шаг сделан, но на пути к успеху стороны ждут немало серьезных препятствий.

Читать на monocle.ru

Не часто США и КНР придерживаются одинаковой или хотя бы схожей позиции п важным вопросам. Прошедший в Швейцарии, в резиденции представителя Швейцарии в ООН, в минувшие выходные первый раунд торгово-экономических переговоров между министром финансов США Скоттом Бессентом и вице-премьером Госсовета КНР Хэ Лифэном является как раз одним из таких редких случаев. И Вашингтон, и Пекин высоко оценили результаты первой встречи в Женеве и заявили о «существенном прогрессе», достигнутом в результате двухдневных встреч. Китайский вице-премьер назвал переговоры «важным первым шагом» на пути решения разногласий.

При этом, правда, стороны не стали торопиться с разъяснениями о том, что они подразумевают под словом «прогресс». Разъяснения Вашингтона, по крайней мере, это пообещала американская сторона, будут сделаны вечером 12 мая, когда в Москве будет глубокая ночь. На данный момент доподлинно известно, кстати, со слов Хэ Лифэна, что стороны договорились о создании механизма для дальнейших переговоров, что если и можно считать разъяснением, то довольно туманным. Глава китайской делегации также не менее туманно заявил, что на первой встрече была заложена основа для устранения разногласий. Хэ похвалил профессионализм членов американской делегации, а Торговый представитель США Джеймисон Грир, тоже участвовавший в переговорах, заметил, что масштаб разногласий, не исключено, несколько преувеличен.

«Как мы говорим в Китае, если блюда очень вкусные, то время (их подачи к столу) не важно,- объяснил журналистам в Женеве отсутствие совместного заявления заместитель министра торговли КНР Ли Чэнган, назначенный в апреле торговым представителем Китая.- Когда бы ни появилась информация, она будет хорошей новостью для планеты».

Большинство экспертов соглашаются с оптимистической оценкой и подчеркивают, что стороны, судя по всему, искренне заинтересованы в снижении напряженности в отношениях между крупнейшими экономиками планеты. Напомним, Вашингтон и Пекин подняли тарифы на товары друг друга до 145% и 125% соответственно, при которых торговать крайне трудно, а теоретически даже невозможно.

Перед началом переговоров было известно, что американская сторона будет добиваться отмены ограничений на экспорт редкоземельных металлов и усиления мер китайских правоохранительных органов по снижению экспорта в Мексику ингредиентов для изготовления фентанила. Согласно утечке, Бессент и Грир были готовы обсуждать в качестве первого шага снижение американских тарифов на китайские товары в 2,5 раза, до 60%. Дональд Трамп, кстати, накануне первой встречи в Женеве написал в своей соцсети, что, по его мнению, справедливым уровнем американских тарифов на товары из Китая являются 80%.

Переговоры явно назрели. Экспорт Китая в США в апреле рухнул на 21%. Руководство американских крупнейших торговых сетей предупредило высокопоставленных сотрудников Белого дома, что последствия таких высоких тарифов будет схожи с последствиями коронавирусной пандемии, когда американцев ждали в магазинах пустые полки, а компании жаловались на многочисленные разрывы цепочек поставок.

Одно из главных преимуществ, с которым Пекин начал переговоры, заключается в том, что ему не нужно спешить с подписанием торгового соглашения. Он может позволить себе не тропиться в отличие от американской стороны, у которой, напомним, в 2026 году крайне важные для Трампа промежуточные выборы в Конгресс.

Накануне встречи делегаций в Женеве Пекин также объявил о большом пакете мер поддержки экономики, которая уже начинает ощущать последствия трамповских тарифов. Достаточно сказать, что апрель стал третьим подряд месяцем роста уровня потребительской дефляции в Поднебесной.  

У Вашингтона и Пекина имеется опыт заключения торговых соглашений. В самом конце первого президентского срока Трампа они подписали торговое соглашение, которое формально заканчивало первую торговую войну между США и КНР. Президент Трамп тогда в свойственном ему преувеличенно восторженном стиле назвал то соглашение «историческим» и подчеркнул, что оно «исправит ошибки и несправедливости прошлого». Пекин 5 лет назад пообещал увеличить закупки американских товаров на 200 млрд долларов в год и открыть свой рынок для американской сельхозпродукции и американских компаний, представляющих финансовые услуги.