Инженеры Московского авиационного института (МАИ) создали универсальный модульный беспилотный летательный аппарат вертикального взлёта и посадки, который не имеет аналогов в мире.
Его универсальность достигается за счёт использования модулей, благодаря чему новейший российский БПЛА может быть адаптирован по размеру и характеристикам для перевозки грузов, мониторинга, при поисково-спасательных операциях и патрулировании, а также в энергетике, строительстве и при решении других задач, передаёт ТАСС со ссылкой на в пресс-службу МАИ.
«Наш беспилотник – пример, как можно работать в условиях постоянно изменяющихся требований», – заявил старший преподаватель кафедры «Проектирование вертолетов» МАИ Борис Сафоклов.
При этом, по его словам, модульность позволяет буквально в реальном времени перепроектировать изделие с одной задачи на другую, просто переключив блоки нажатием пары кнопок.
Команда вуза, добавил он, применила принципиально новый подход к проектированию аппаратов коптерного типа, который позволяет создать БПЛА, отвечающий большей части потребностей коммерческого и гражданского секторов без существенных изменений в конструкции.
«При проектировании мы использовали только отечественные компоненты, в том числе материалы, двигатели, аккумуляторы, контроллеры и платы», – рассказал Сафоклов.
Беспилотник, подчеркнул преподаватель МАИ, проходит испытания, готов к серийному производству и будет представлен 15-17 мая на выставке HeliRussia-2025.
«Температурный диапазон эксплуатации большинства БПЛА в мире ограничен минус 10 градусами, так как литий-ионные аккумуляторы не выдерживают экстремального холода. F1 может летать при температуре до минус 40 и доставлять грузы в труднодоступные места на значительные расстояния, что актуально для нашей страны», – уточнил специалист.
Первый в мире универсальный модульный беспилотник был разработан командой института №1 «Авиационная техника» МАИ, получил название по номеру института – F1. Он представляет собой аппарат с четырьмя винтами в футуристичном корпусе.
Под его «капотом» и скрываются модули, обеспечивающие его универсальность. Например, БПЛА может быть, как гибридный, так и электрический двигатель, что позволяет увеличить период активного полёта до четырех часов и обеспечить дальность до 120 км.
Благодаря модульности F1 применим для обширного спектра задач. Например, если на нём установить несколько камер, то можно обеспечивать обзор в пространстве абсолютной сферы, то есть сверху, снизу, сбоку.
При этом БПЛА складной: его можно запросто упаковать в переноску для транспортировки. Сам аппарат весит около 14 кг, Его взлётная масса равна 29 кг, а сам аппарат весит 14 кг.
Из сложенного состояния в активное его можно привести всего за 5 минут. Причём в состоянии готовности к полетам БПЛА достигает 1,5 метров в диаметре или даже больших размеров, если это необходимо для конкретных операций в воздухе. Скорость F1 составляет 65 км в час, но разгонятся он может до 80 км в час.