Большой интерес вызывает вопрос состава российской делегации на стамбульских переговорах. Как заявил еще 11 мая Дмитрий Песков, возможные переговоры с Украиной пройдут на «соответствующем» уровне. Но чему, или кому именно это уровень должен будет соответствовать? В то же время, в любом случае, Россия будет представлена профессионалами, способными, по словам одного из парламентариев, «в самой нестандартной конструкции, с самой тяжелой группой переговорщиков с украинской стороны проявить реальное практическое стремление к достижению фундаментальных договоренностей, которые лягут в основу будущего мира».
11 мая президент России Владимир Путин выступил перед представителями российских и зарубежных СМИ, предложив Киеву возобновить в Стамбуле прямые переговоры без каких-либо предварительных условий: «там, где они проводились ранее, и там, где они были прерваны». Предложение принято.
Напомним, весной 2022 года украинская делегация отказалась продолжать мирные переговоров с Россией в Стамбуле. В ноябре 2023 года лидер фракции «Слуга народа» в Верховной раде Давид Арахамия рассказал, что срыв диалога произошел с подачи тогдашнего премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона.
Целями переговоров, которое пройдут 15 мая, станут устранение первопричин украинского конфликта и обеспечение интересов нашей страны. Путин также подчеркнул, что не исключает достижения реального прекращения огня, которое будет соблюдаться украинской стороной.
«Прочный мир может быть достигнут только на серьезных переговорах, и готовность к этим переговорам сейчас была показана и продемонстрирована президентом [России – Монокль]», – заявил, в свою очередь, представитель Кремля Дмитрий Песков.
Протокольные моменты
Со своей стороны украинский президент Владимир Зеленский сперва выдвинул России ультиматум: мол, Киев будет готов к встрече, но только если Москва подтвердит прекращение огня на 30 дней с 12 мая. Однако позднее он заявил о готовности к прямым переговорам с Владимиром Путиным, сообщив, что приедет 15 числа в Турцию на переговоры и будет ждать российского президента.
Отметим, что такая риторика Киева едва ли сочетается с наличием на Украине указа от 2022 года о запрете ведения переговоров с РФ, пока ее президентом остается Владимир Путин. По мнению украинских политиков, указ якобы не распространяется на самого главу страны, но в тексте документа таких исключений нет.
«Я себе ничего не запрещаю», – позже скромно объяснился сам Зеленский.
В Кремле не стали комментировать желание Зеленского лично встретиться в Стамбуле именно с Путиным. «Здесь нужно исходить из того, что было сказано в ночном заявлении президентом по итогам празднования 9 Мая», – рассказал 13 мая Песков. – «Российская сторона продолжает готовиться к переговорам, которые должны состояться в четверг».
Вице-спикер Совета Федерации РФ Константин Косачев заявил, что слова Зеленского о готовности приехать в Стамбул являются комедианством, добавив: украинский президент боится встречи с Владимиром Путиным, потому что у него нет никаких козырей. «Это чистой воды спектакль, потому что так встречи на высшем уровне, тем более в сложной ситуации, совершенно точно не организуются», – пояснил политик.
«Вот эти наскоки Зеленского с точки зрения того, как должна происходить дипломатия, это не совсем профессионально», – заявил генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Тимофеев, пояснив, что любая встреча на высшем уровне требует подготовки: переговоры должны проходить сначала на высоком уровне, а затем на высшем.
К слову, личная встреча Путина и Трампа еще находится на стадии подготовки, хотя их первый разговор состоялся три месяца назад.
На инициативу, выдвинутую Владимиром Путиным, обратили самое пристальное внимание по ту сторону океана. Президент США Дональд Трамп призвал Киев «немедленно» начать мирные переговоры с Россией. По его словам, мероприятие, как минимум, определит, «возможна ли сделка».
Позднее Трамп намекнул, что мог бы присоединиться к переговорам в Турции, «если бы подумал, что это будет полезно». «Я думал о том, чтобы полететь туда. Я не знаю, где я буду в четверг, у меня так много встреч, но я думал о том, чтобы действительно полететь туда. Думаю, такая возможность есть», – отмечал американский лидер.
По данным американского телеканала CNN, его решение во многом зависит от того, прибудет ли а Стамбул Владимир Путин.
Точно туда отправятся посланники главы Белого дома Стивен Уиткофф и Кит Келлог. При этом, как сообщается, американские политики непосредственного участия в переговорах принимать не будут: они лишь намерены наблюдать за ходом контактов РФ и Украины.
Но сверх того американская сторона заявила, что в Стамбул полетят госсекретарь США Марко Рубио и другие американские должностные лица.
«Мы надеемся, что президент Путин тоже появится, и тогда там будет и президент Трамп», – рассказал Келлог. –
Стоит отметить, что незадолго до выступления российского лидера о возобновлении переговоров высокопоставленные политики Великобритании, Германии, Франции и Польши пытались поставить России ультиматум о тридцатидневном безоговорочном прекращении огня. Согласно их посылу, если Москва не согласится, то западные союзники Киева ужесточат санкции и нарастят военную помощь Украине.
Однако эту игру сначала спутал элегантный шаг Владимира Путина, а затем неожиданная для ЕС реакция Дональда Трампа с призывом о переговорах: кстати, именно после нее Зеленский и сообщил, что 15 мая в Турцию приедет. А требования Европы о 30-дневном прекращении огня, естественно, нашей стороной были названы «неприемлемым ультиматумом» и отклонены.
Могут ли европейские политики принять участие в мероприятии 15 мая? Как рассказал Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о том, есть ли для них место за столом переговоров по украинскому урегулированию, «поскольку Европа все-таки целиком и полностью занимает сторону Украины, она никак не может претендовать на непредвзятый, сбалансированный подход».
Представитель Кремля описал последний, как «скорее, провоенный, направленный на продолжение войны» и добавил, что он «резко контрастирует с тем подходом, который демонстрируют, например, в Москве или в Вашингтоне».
Впрочем, обескураженные своим провалом европейские деятели не бросают попытки надавить на Россию. К примеру, как 13 мая пригрозил немецкий канцлер Фридрих Мерц, если на этой неделе не будет «реального прогресса» в урегулировании российско-украинского конфликта, Евросоюз введет против Москвы новые санкции в энергетической и финансовой сферах.
Но, как признает агентство Reuters, новые значимые ограничения ЕС против России за отказ принять европейский ультиматум скорее похожи на блеф – они едва ли возможны без поддержки США.
Большой интерес вызвает вопрос состава российской делегации на стамбульской встрече 15 мая. Как заявил 11 мая Дмитрий Песков, возможные переговоры с Украиной пройдут на «соответствующем» уровне. «От нас поедет делегация», – тогда же пояснил помощник президента РФ Юрий Ушаков, пояснив, что о ее составе «будет объявлено».
По мнению Константина Косачева, переговорщиками от российской и украинской сторон на встрече в Стамбуле должны быть специалисты экспертно-технического уровня. Косачев пояснил, что именно они «впервые за три года смогут напрямую понять, где находятся стороны и какие есть перспективы для движения вперед не к какому-то мифическому перемирию, но к устойчивому миру.
– рассказал во вторник днем эфире «России-24» глава комитета ГД РФ по международным делам Леонид Слуцкий.
Что касается собственно переговорной команды, то ее качества оба парламентария охарактеризовали очень хорошо, и несомненно, такие профессионалы и проходят сейчас последние тренировки своих «переговорных мышц» перед встречей в Стамбуле. А каково будет наше политическое представительство, это пока большая загадка.
13 мая Песков заявил, что Москва объявит состав российской делегации для переговоров с Украиной в Стамбуле, когда президент РФ Владимир Путин посчитает это нужным. Вполне вероятно, что это предполагает возможность очень широкого маневра в плане того уровня, на котором будет представлена в Стамбуле Москва.
Как сообщается, переговоры делегаций РФ и Украины в Стамбуле будут закрытыми для прессы. Но кое-что стороны уже успели поведать широкой общественности. По словам заместителя главы МИД России Сергея Рябкова, в повестке дня стоит обеспечение признания «тех реалий, которые за последнее время сложились на земле, включая вхождение новых территорий в состав Российской Федерации».
Дипломат отметил, что «мы готовы вести переговоры серьезно и ответственно», но у России есть сомнения в договороспособности украинской стороны. Это звучит обоснованно, учитывая, что ранее Киев не соблюдал предлагаемый Россией режим прекращения огня.
Как заявил Константин Косачев, Россия и Украина могут добиться прогресса в урегулировании на грядущей встрече, если Киев откажется от ультиматумов. При этом он тоже подчеркнул, что смысл «Стамбула 2.0 в том, что за время СВО ситуация на фронте и положение Украины кардинально изменились.
С американской стороны, от Стивена Уиткоффа во вторник прозвучало, что «главными темами переговоров остаются отказ киевских властей от территорий, использование Запорожской атомной электростанции (ЗАЭС), а также вопрос доступа Украины к Днепру и Черному морю» (цитата по ТАСС).
В свою очередь, Кит Келлог говорил, что США считают важным, чтобы в процессе переговоров Россия и Украина пошли на определенные уступки, а также заявил, что у Вашингтона есть список тем, по которым он считает нужным провести переговоры об урегулировании украинского конфликта. Не обошлось и без угроз: Келлог анонсировал некие «значительные» и «наиболее жесткие» санкции США против России в случае провала диалога.
Сам же американский президент в привычной ему манере заявил, что ожидает «довольно хорошие» результаты по итогам переговоров представителей России и Украины в Стамбуле. При этом ранее он грозил отказом США от посреднической роли в случае отсутствия прогресса в урегулировании конфликта.