Имея такое мощное оружие, как редкоземельные металлы, Пекин может чувствовать себя уверенно на любых переговорах с Вашингтоном.
Переговоры по вопросам торговли и экономики между США и Китаем, прошедшие в прошлые выходные в Женеве, закончились подписанием соглашения о 90-дневном перемирии, во время которого стороны снизили тарифы: Вашингтон на китайские товары до 30%, а Пекин на американские товары до 10%. Все время действия перемирия стороны продолжат переговоры о заключении полномасштабного торгового соглашения, которое прекратит торговую войну между ними. Для этого министр финансов США Скотт Бессент и вице-премьер Госсовета КНР Хэ Лифэн договорились о создании специального «механизма».
Одним из главных вопросов, который будет обсуждаться на этих переговорах, будут ограничения на экспорт редкоземельных металлов (РЗМ), введенные Пекином в апреле, в самый разгар торгово-тарифной войны между Америкой и Китаем.
Китай является главным экспортером редкоземов в мире. От них сильно зависят все развитые экономики, включая США. Так что желание Вашингтона и дальше беспрепятственно получать это очень важное для многих секторов промышленности, начиная от электроники и заканчивая ВПК, сырье логично и вполне объяснимо. В Пекине, кстати, прекрасно понимают преимущества своего доминирующего положения на рынке редкоземов и нередко пользуются зависимостью западных экономик от их сырья. Кстати, тот факт, что РЗМ широко используются и в оборонной промышленности, означает, что их экспорт может иметь большое значение для национальной безопасности обеих стран, что еще больше осложняет поиски компромиссного решения. Вводя в апреле ограничения на экспорт РЗМ, для получения которых иностранным государствам и компаниям сейчас необходимо получать у китайских властей специальное разрешение, в Пекине тем не менее не хотели полностью отказать США в доступе к их критически важному сырью. Объяснение такой мягкости простое: угроза запрета зачастую страшнее самого запрета. Поэтому, наверное, в Поднебесной пытаются создать впечатление, что китайцы вовсе не хотят политизировать и, как сейчас принято говорить, вепонизировать редкоземы. С таким мощным «оружием» китайская делегация может себя чувствовать на переговорах в Швейцарии вполне уверенно и даже диктовать американцам условия окончательного соглашения. Не исключено, что именно редкоземами объясняется то обстоятельство, что большинство политологов и экономистов считает «женевское» перемирие победой Китая, а не США, как утверждает Дональд Трамп.
Поставки РЗМ выделяются в китайском экспорте. Так, по данным Reuters, в 2024 году объем их экспорта вырос в годовом выражении на 6% до 55431 тонн. Правда, из-за сильных колебаний цен в денежном выражении экспорт РЗМ в 2024 году резко снизился: более чем на треть (36%) до 488 млн долларов.
Одной из первых за разрешением на покупку китайских РЗМ в Пекин обратилась Tesla. Сейчас, на фоне некоторого ослабления напряженности в отношениях между Пекином и Вашингтоном, как пишет Fortune со ссылкой на Reuters, производитель электрокаров и другие американские компании могут рассчитывать на то, что выдача разрешений на экспорт РЗМ будет проходить без бюрократических проволочек, которые наверняка бы использовались китайской стороной, если бы в Женеве не было подписано соглашение о 90-дневном перемирии. Однако эти ожидания вовсе не означают, что китайцы не воспользуются своим доминированием на рынке редкоземов на переговорах.
США и до возвращения в Белый дом Дональда Трампа и начала торговой войны и особенно после 2 апреля, когда он объявил о вводе ответных тарифов на товары почти 200 стран, конечно, искали и ищут альтернативные источники поставок редкоземельных металлов. Частично, этим объясняется сильный интерес президента Трампа к Гренландии и его зацикленность на подписании с Киевом соглашения по ресурсам. Но даже если его ожидания оправдаются, что в отношении Украины кажется маловероятным, то на организацию добычи РЗМ в более-менее крупных масштабах понадобится много времени и средств. Это значит, что ослабление зависимости от китайских РЗМ, не говоря уже об ее полном устранении, возможно только в долгосрочной перспективе. Это также значит, что Вашингтону из-за редкоземов придется сейчас пойти на уступки Пекину, конечно, в разумных пределах.