В сложной динамике цен на нефть в данный момент геополитические факторы явно преобладают над экономическими.
После новости CNN о том, что согласно последним данным разведслужб США Израиль готовится нанести удар по ядерным объектам Ирана, цена «черного золота» пошла вверх: нефти марки Brent превысила 66 долларов за баррель, а нефти марки West Texas Intermediate (WTI) в моменте поднималась на 3,5%. CNN при этом добавила, что руководство еврейского государства еще не приняло окончательного решения по удару, но на такие дополнения обычно не обращают внимания.
На прошлой неделе на нефтяной рынок вернулась ненадолго покинувшая его волатильность. Объяснение простое - неопределенность относительно переговоров между США и Ираном по ядерной программе Тегерана. Дональд Трамп, как обычно, настроен оптимистично и утверждает, что стороны близки к подписанию документа. Однако иранское руководство и, в первую очередь, аятолла Хаменеи, опровергает эту информацию и называет его лжецом. Связь между американо-иранскими переговорами и ценами на нефть понятна: подписание соглашения будет означать возвращение иранской нефти на легальных оснований после снятия санкций на рынок, на котором, по прогнозам специалистов, к концу года и без нее будет ее переизбыток. Атака Израиля, естественно, резко затормозит или вообще прекратит переговоры между Вашингтоном и Тегераном и приведет к новой вспышке насилия на Ближнем Востоке, на который приходится треть добываемой нефти на планете.
«Это самое четкое доказательств того, насколько высоки ставки в переговорах между США и Ираном и насколько далеко готов зайти Израиль, если иранцы сохранят свой ядерный потенциал,- цитирует Bloomberg Роберта Ренни из Westpac Banking Corp.- Нефть будет сохранять премию за риск до тех пор, пока в этих переговорах будет сохраняться неопределенность».
Новость CNN о возможном ударе Израиля по Ирану напомнила, правда, ненадолго, и о надежности швейцарского франка и иены в качестве надежной защиты сбережений в волатильные времена. Напомним, после возвращения Дональда Трампа в Белый дом, инвесторы охладели к американским активам.
Слухи об ударах израильских ВВС по иранским ядерным объектам не такая уж и большая новость и к разряду сенсаций не относятся, потому что они постоянно присутствуют где-то на заднем плане во время редких затиший в регионе. В те же времена, когда обстановка обостряется, что происходит, увы, значительно чаще, она выходит на первый план. Кроме вопросов к достоверности информации об ударах, большой вопрос заключается еще и в том, насколько эффективным н будет, потому что ядерные объекты Ирана в преддверии таких атак надежно защищают, чаще всего пряча глубоко под землю.
Геополитическая напряженность на данном этапе явно перевешивает экономические факторы, влияющие на цену нефти. Из вторых можно упомянуть, например, то, что добыча сланцевой нефти в США не достигла ожидаемого максимума. Однако во второй половине этого года она еще может вырасти. Правда, это может произойти, как справедливо указывает глава ConocoPhillips Райан Лэнс, не при ценах, близких к 50 долларам за баррель.
В случае успеха переговоров между США и Ираном, как прогнозирует Bloomberg Intelligence, цена барреля нефти марки WTI может рухнуть до 40 долларов. Несмотря на сохраняющиеся санкции Тегеран вполне успешно продолжает поставлять свою нефть на рынок, но делает это, естественно, нелегально. При этом недавно иранские нефтяники, по данным Goldman Sachs Group Inc., нарастили ее добычу почти на миллион баррелей в день.