ОПЕК+ закончила весну на высокой ноте

Последние решения ОПЕК+ наводят на мысль, что организация стран-экспортёров нефти ведет двойную, если не тройную игру. 28 мая министры энергетики договорились сохранить до 31 декабря 2026 года нынешние объемы добычи. 31 мая восемь стран ОПЕК+, добровольно сократившие производство сырой нефти в 2022-2023 годах в общем объёме до 7,350 млн баррелей в сутки, решили его увеличить в июле на очередные 411 тыс. б/с. При этом продолжая компенсировать сверхдобычу.

Читать на monocle.ru

31 мая секретариат ОПЕК опубликовал коммюнике, согласно которому восемь стран-членов ОПЕК+, обеспечивающих наибольшие объемы добычи в рамках альянса — Россия (25%), Саудовская Аравия (25%), Ирак (11,2%), ОАЭ (10%), Кувейт (8%), Казахстан (4%), Алжир (3%) и Оман (1,2%) — в третий раз подряд, начиная с апреля, объявили о росте добычи на 411 тыс. б/с. На этот раз в июле по сравнению с июнем этого года.

Причиной беспрецедентного увеличения производства нефти названы благоприятная общеэкономическая и энергетическая ситуации. Это идет вразрез со всеобщими причитаниями по поводу «неминуемой рецессии» в США и где-нибудь еще из-за «тарифов Трампа», но коли так, то тем лучше.
«С учетом стабильных глобальных экономических перспектив и текущих здоровых рыночных факторов, что подтверждается низкими запасами нефти.... восемь стран-участниц будут осуществлять корректировку добычи в размере 411 тысяч баррелей в сутки в июле 2025 года по сравнению с целевым уровнем добычи в июне», — сказано в заявлении, появившемся под конец последнего дня весны.

Полезно напомнить, откуда берутся начиная с мая эти 411 тыс. б/с. Как и о том, что ОПЕК+ была фактически создана в ноябре 2016 года. Когда 10 государств, включая Россию, договорились координировать свои действия на мировом рынке нефти с Организацией стран-экспортёров нефти. Сама ОПЕК включала тогда 13 членов, сейчас их 12, после выхода с 1 января 2024 года Анголы..

В период пандемического обрушения цен ограничения добычи, принятые всеми 23-мя странами, доходили вначале до 9,8 млн б/с. Таким образом минусовалось до 23% от прежних квот. Затем сокращения добычи постепенно смягчались и должны были исчезнуть к 1 октября 2022 года. Это почти случилось. Но из-за нового витка падения котировок, 5 октября того года  ОПЕК+, наоборот, решила вновь ограничить добычу 2 млн б/с.

Это не помогло. Поэтому Россия в марте 2023 года объявила (но не сразу сделала) об уменьшении производства нефти на 500 тыс. б/с. В апреле это решение поддержали еще 7 стран ОПЕК+ (выше они уже перечислены), добавив свои 1,16 млн б/с.

Затем в июне 2023 года были согласованы некоторые ограничения квот для почти всех участников ОПЕК+, кроме Ирана, Ливии и Венесуэлы. А Саудовская Аравия заявила, что с 1 июля 2023 года добровольно и дополнительно сокращает добычу на 1 млн б/с.

Россия в августе ответила пятьюстами тысячами б/с (из них — 300 тыс. б/с нефтепродукты). Но зато это было ограничение экспорта.

Наконец, 30 ноября 2023 года в Вене на встрече министров энергетики ОПЕК+ «восьмерка» объявила, что добровольно-дополнительно сокращает производство на 2,2 млн б/с до 1 октября 2024 года. 1 млн был за Саудовской Аравией (это тот миллион, на сокращение которого Эр-Рияд пошел еще с 1 июля 2023 года), 0,5 млн б/с — за Россией. Еще 0,7 млн — за остальными шестью странами из «восьмёрки» ОПЕК+.

Вот именно последние 2,2 млн баррелей в сутки «восьмёрка» и решила на совещании в декабре 2024 года вернуть на глобальный рынок в период  с 1 апреля 2025 года по 1 сентября 2026-ого. Со средней месячной скоростью 138 тыс. бочек в день.

Однако 3 апреля «восьмерка» решилась на ускорение процесса, оставив в покое апрельские показатели, в мае добычу определили в 411 тыс. баррелей по отношению к предыдущему месяцу. 3 мая — на те же 411 тыс. в июне по сравнению с маем. И, наконец, 31 мая июльские показатели увеличили к июньским на все те же 411 тыс. б/с. 6 июля «восьмерка» сделает, скорее всего, то же самое и в августе.

В целом ОПЕК+ разрешила себе добывать 31,785 млн б/с (без учета Ирана, Ливии и Венесуэлы). В том числе России — 9,24 млн б/с, Саудовской Аравии — 9,534 млн, Ираку — 4,122 млн, ОАЭ — 3,169 млн, Кувейту — 2,488 млн, Алжиру — 936 млн б/с.

Какие же именно показатели добычи нефти согласились оставить в покое до 31 декабря 2026 года все министры энергетики ОПЕК+, на заседании 28 мая и «восьмерка» 31 мая?

Апрельские 2023 года добровольные сокращения, которые в плюсе с российским вкладом составили 1,66 млн барр/сутки. Вот этот объем договорились до 31 декабря 2026 года не трогать.

Забавно, что с этим решение согласился даже заммистра энергетики Казахстана Алибек Жамауов, который накануне встречи 31 мая фактически угрожал коллегам по альянсу, что его страна не будет придерживаться добровольных ограничений в 2,2 млн б/с, а, наоборот, пойдет на дальнейший рост добычи.

Сходную позицию занимал и начальник Жамауова — министр энергетики Ерлан Аккенженов, который еще в марте этого года заявил, что приоритет его страны — национальные интересы, а не компромиссы в рамках ОПЕК+.

Становится, кстати, ясным, что на договоренности в рамках «восьмерки»  раскольническая позиция Астаны оказывает самое прямое действие. В Эр-Рияде и Москве приходится выбирать между развалом ОПЕК+ (Ангола, напоминаем, уже вышла из ОПЕК) и временными компромиссами.

И делается это посредством хитрой игры на третьем уровне добровольных сокращений добычи. Первый, поясним, -- это собственно ограничения. Второй — постепенный, хотя и ускоряющийся в последнее время, выход из них.

А третий — это компенсации сверхдобычи. 16 апреля секретариат ОПЕК получил от «восьмерки» уточненный график компенсаций. Выяснилось, что передобыли на 5,572 млн б/с. Особенно усердствовали Казахстан, Ирак, ОАЭ и Россия. Теперь в кратчайшие сроки придется опять ограничивать добычу. Большего всего, Казахстану — более 1,290 млн б/с. 

В результате восемь стран ОПЕК+ должны придерживаться плана по компенсации ранее допущенного перепроизводства нефти. Поэтому фактически максимально разрешенный уровень добычи увеличился в апреле на 115 тысяч баррелей, в мае — на 253 тысячи, а в июне — на 359 тысяч. Впрочем, по данным Международного энергетического агентства, Казахстан в апреле превысил квоты на 297 тыс. б/с. И продолжает наращивать производство, подталкиваемый к этому американскими компаниями ExxonMobil и Chevron, занимающими ключевые позиции в местной нефтяной промышленности.

Так что свою копейку в увеличение добычи в ОПЕК+ и падение нефтяных котировок с 74 долларов за баррель в марте до 63-64 долларов в мае внес и Казахстан.

Но Эр-Рияд готов и наказывать экспортеров, занимающих его сегмент нефтяного рынка. Включая США, несмотря на официальное заискивание перед Вашингтоном (итоги визита 15 мая  Дональда Трампа к саудитам стоят им 600 млрд по соглашению об инвестировании в американскую экономику). Но буровые в Америке закрываются.

Да, МВФ указывает на то, что бюджет Саудовской Аравии сверстан на основе 90 за баррель. И уровень в 60 долларов для него опасен. Но Эр-Рияд в последнее время, во-первых, режет ряд не слишком перспективных расходов. А, во-вторых, сокращает экспорт сырой нефти (в марте он уменьшился на 12%), взамен увеличивая производство и вывоз нефтепродуктов. На данный момент Саудовская Аравия перерабатывает на своей территории 3,3 млн б/с, а еще 4,3 млн — на своих НПЗ, расположенных в других странах. Так что она может довольно долго выдержать и относительно низкие цены на нефть.

Таким образом, игра на глобальном нефтяном рынке идет сразу на нескольких этажах. Однако, к сожалению, выигрывают её пока только зачинщики в виде Казахстана и Саудовской Аравии.

Мы же несем в основном убытки. Котировки Urals упали из-за увеличения дисконтов ниже 50 долларов за баррель. И по оценке министра финансов Антона Силуанова, нефтегазовые доходы бюджета вместо запланированных 27% опустились до 25%. А в Минфине уже рассматривают снижение планки цены отсечения нефти с нынешних 60 долларов за баррель до 50 долларов.

Впрочем, уменьшение зависимости доходов бюджета от экспорта нефти — российский стратегический приоритет. Напомним также, что нас хотели, и продолжают хотеть и вовсе «вынести» с рынка нерыночными методами. А чтобы не гнать за границу дешевеющую нефть, и одновременно не рушить нефтяным компаниям добычу, можно начать создавать государственный нефтяной резерв, о чем будет рассказано в ближайшем номере «Монокля». Ну и пример с экспортом нефтепродуктов весьма показателен.