Советская Эстония и абсурд фашизма

Размышления накануне Дня Победы

Аллан Ранну, художник, востоковед
Читать на monocle.ru

Я пишу этот текст специально накануне 9-го мая, поскольку не хочу в сам Великий Праздник предаваться подобным размышлениям. На днях узнал, что последних раз эстонских эсэсовцев арестовали в 1973 году, тогда же и расстреляли. Они особо отличились в Псковской области — делали всё, что полагается образцовым карателям, убивали женщин и детей, грабили, жгли деревни и прочее, что им полагалось по статусу.  После войны эти подонки затаились, справили себе новые документы и тихо жили с нами  на одной земле, изображая из себя самых лояльных мещан

Мне было тогда 14 лет и я подумать не мог, что ходил по одним улицам с этим отребьем. Я верил тому, что с нацизмом покончено навсегда. Но даже тогда реальность, мягко говоря, несколько противоречила этой установке.

Я до шести лет рос в небольшом городе Вильянди в преимущественно эстонской среде, по моему имени и фамилии было непонятно окружающим, что я не вполне эстонец (мама русская), потому видел все изнутри. Так вот, отношение к русским, которых было совсем немного в той среде, было сродни отношению обывателя к бомжам или цыганам. Воспитательницы в детском саду говорили немногочисленным русским, мол, учитесь у эстонских детей, потому что у вы недоразвиты и вести себя, как эстонские дети, не можете по определению. И это считаюсь совершенно нормальным. Из эстонского пионерского лагеря,  заметьте, лагеря Министерства культуры, мне пришлось ночью убежать домой, после родительского дня, когда родители одного мальчика натравили своего сына плюнуть в мою маму, потому. что она русская.  

В Советской Эстонии, как ни странно, процветал своеобразный апартеид. Были эстонские школы и были русские, они практически не пересекались, в русских школах учились представители всех народов,  эстонские  же школы были в целом мононациональными, даже детские садики были раздельными. Дело доходило до того, что одни заводы были эстонскими, а другие, скажем так — советскими. Потомок князей Волконских — Петер Волконский говорил мне, что ты никогда не станешь равным, ты “tipla”, так в Эстонии после 1918-го года называли всех беженцев из России, которые, голодные и замёрзшие, стучались в эстонские дома погреться — просили тепла.

Создалась своеобразная ситуация, напоминавшая несмешивающиеся жидкости, когда две общины практически не соединялись. Я очень долго не мог понять этого феномена. Было непонятно, почему многие местные жители, когда включали центральное телевидение, клали ноги на телевизор и плевали в экран, или ещё пуще, могли повесить на тот же экран фашистский флаг. Мне было непонятно, как было возможным появление групп молодёжи у Домского собора в Таллине с фашистскими выкриками.

Я могу долго продолжать приводить примеры подобных мерзостей, но противно копаться в этой помойке, вспоминать об этом.  И когда мы уже в 91-м году возвращаясь навсегда в Россию, пересекли реку Нарва, я почувствовал, что с меня свалился груз, который там в Эстонии уже не замечался, стал привычной ношей.

Прошло немало времени, пока я не узнал, что в немецкой армии и частях СС во время Великой Отечественной войны в процентном отношении ко всему населению служило больше эстонцев, чем немцев в вермахте. Это стало для меня шоком, но и прояснило очень многое. Я жил с ними рядом, ходил по тем же улицам, и мне в голову не приходило, что со мной вместе, обитают эсэсовцы и их родственники, которые не чувствуют поражения в войне, а думают, что “дикие русские” их, таких “культурных и цивилизованных” просто вероломно захватили. А ведь их простили в 50-е годы, и они в отличии от немцев, которые худо-бедно покаялись,  или сделали хотя бы вид, так и не считают себя побеждёнными и раскаянием здесь и не пахнет,

Конечно Дух свободен и “дышит, где хочет”. И в Эстонии я встречал немало очень достойных людей. В том же Таллине, как-то беседовал с главным режиссёром одного из эстонских театров, и тот мне поведал, что он накануне дочитал Братьев Карамазовых и что, оказывается, у русских есть культура…  Видите, какое достижение, уже человек задумался!

Но общая атмосфера запомнилась такой. Потому меня совершенно не удивляют все эти фокусы тамошней политики после 91-го года. По другому и быть не могло, от уже узаконенной сегрегации до всей этой эпопеи с Бронзовым солдатом.

В Эстонии  проявилось практически биологическое отторжение всего русского, на животном уровне.  Ведь нацизм или расизм это не культурное явления, это явление, когда человек падает на до человеческий чисто биологический уровень. Да, он умеет переходить на зелёный свет, выдрессирован на элементарный этикет, но внутри него происходит деградация до животного состояния, на бессознательную инстинктивную реакцию на свой-чужой. И можно дальше жить и действовать бездумно,

Это процесс очень трудно остановить, если вообще возможно. Опуститься на четыре конечности очень легко, обратный путь сложен и долог, он требует собственных немалых усилий. Как происходит  полное оскотинивание масс, мы видим и из истории — Германия, и видим своими глазами на примере Украины. Я испытываю большие опасения в отношении того, что политические элиты во многих странах, следуя по стопам Украины, могут взять на вооружение эти же методы промывания мозгов обывателя.

В 1945 году Советская Армия победила в самой великой войне в истории человечества, остановив самое большое зло, тогда казалось, что навсегда. Но колесо истории повернулось и мы опять столкнулись с теми же проблемами на новом витке. Хотя нацисты или расисты, это прежде всего дикое невежество.

У нас ведь самих немало персонажей, которые тоже начинают делить людей по цвету глаз или волос, которые так же становятся на этот гибельный путь. На путь невежества, сдобренный расовыми теориями и прочими  мракобесием.  Но надо помнить одну из истин  Христианства: “Во Христе нет ни эллина ни иудея, ни варвара, ни скифа”.

И 9-го мая все нормальные люди будут праздновать День Победы - Восьмидесятую годовщину.

Я никогда не забуду Бессмертный полк в Бишкеке, в котором мне довелось участвовать два года назад, это был общий праздник, всех нас, детей и внуков победителей независимо от нации и вероисповедания.