Китайские автопроизводители удвоили свою долю на европейском авторынке.
В прошлом году, когда Евросоюз ввел высокие тарифы на китайские электромобили в размере почти 35%, казалось, что теперь BYD, Geely, Chery, SAIC и остальным автопроизводителям из Поднебесной в Старом Свете больше делать нечего. Однако все оказалось с точностью наоборот. Китайские автомобили не только не исчезли с европейских дорог, но их стало еще и значительно больше. Причем, прибавилось более чем существенно, вдвое в годовом выражении: например, в апреле 2025 года, по данным Schmidt Automotive Research, почти каждый пятый автомобиль, работающий на электричестве, был китайского производства.
«Огромные компании в Китае могут делать то, что хотят»,- цитирует New York Times Джакомо Капеллу, директора сети итальянских автосалонов, торгующих автомобилями Chery.
Доля новых китайских автомобилей на европейском авторынке составила в апреле 4,9% или приблизительно 53000. С одной стороны, это немного, но с другой, годом ранее она была 2,4%. При этом китайские автопроизводители даже ухитрились нарастить продажи в Европе электромобилей несмотря на тарифы. Сначала объем их продаж, правда, снизился, но в апреле произошел резкий скачок, по данным JATO Dynamics, на 59%. Кстати, продажи электрокаров в Европе растут быстрее, чем остальных видов автомобилей.
Резкий рост продаж китайских электромобилей произошел в основном за счет Tesla, у которой обвал по продажам в Европе. Одной из причин отказа европейских автовладельцев от Tesla является недовольство поведением Илона Маска в целом и его длинным языком в частности. Маска, напомним, в Германии, например, обвиняли даже во вмешательстве во внутренние дела страны. BYD обошел в апреле по продажам электромобилей в Старом Свете Tesla, хотя и чисто символически: по данным JATO, 7231 и 7165 электрокаров соответственно.
Китайские автопроизводители проявили, в числе прочего, большую изобретательность и гибкость: они снижали цены, варьировали модели, увеличили продажи, кроме электрокаров, обычных «бензиновых» авто и гибридов, на которые тарифы не распространяются; уделяли больше внимания таким странам, как Италия и Испания, где к своим авто относятся не лучше, чем к иностранным. В результате доля электромобилей в китайском автоэкспорте в Европу в первом квартале составила, по данным Schmidt Automotive, лишь треть.
Несмотря на то, что китайские автопроизводители известны главным образом благодаря электромобилям, они, по словам автодилеров, готовы поставлять все, что в данный момент нужно рынку. Это помогло китайцам добиться успехов даже в Италии, где автомобили, работающие на электроэнергии, не пользуются особой популярностью. Кстати, итальянцы избегают покупать электрокары не из-за Маска, а исключительно по той простой причине, что в стране очень мало станций для их зарядки.
В Европе, между прочим, всегда не любили иностранные машины. Так, на двух крупнейших авторынках континента, в Германии и Франции, автовладельцы всегда отдавали предпочтение авто местных автопроизводителей. К примеру, на долю Volkswagen, который, кроме VW, выпускает также Audi, Skoda и SEAT, приходится 28% европейского рынка новых автомобилей, а на долю Stellantis – 16%. Основная доля китайских автомобилей, а именно, почти две трети, проданных в Европе в первом квартале, пришлась на Италию, Испанию и Великобританию, которая, кстати, не вела против электрокаров из Поднебесной тарифы.
По темпам завоевания европейского авторынка китайские автомобильные компании значительно превосходят конкурентов из других стран, к примеру, Hyundai и Toyota, продававших автомобили на континенте десятилетия. В апреле на эти компании пришлось лишь 8% купленных европейцами новых авто. Доля Ford Motor снизилась до 3%, а у General Motors она даже ниже 1%.
Особенно радужно выглядят перспективы в Европе для BYD, который в прошлом году начал собирать автомобили в Венгрии и Турции. Здесь следует иметь в виду, что эти гибриды и электрокары не будут облагаться пошлинами, потому что собраны не в Китае.
«Вы даже представить себе не можете, как быстро они (BYD) будут расти после того, как начали производство в Венгрии и Турции»,- комментирует аналитик JATO Фелипе Муноз.