Росавиация: самолёты взлетали с засоренными топливными фильтрами

Читать на monocle.ru

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) опубликовало специальную директиву, которая направлена на повышение безопасности полётов и усиления контроля за качеством горюче-смазочных материалов (ГСМ). 

Данный документ содержит анализ причин авиационных инцидентов, произошедших из-за ненадлежащего качества авиатоплива и предписывает организациям гражданской авиации принять ряд мер для предотвращения в будущем таких ситуаций, передаёт портал «Авиация России» со ссылкой на сообщение пресс-службы Росавиации.

При этом ведомство приводит примеры авиационных событий, которые случились в прошлом году, в частности, с лайнера SSJ100 RA-89156 (25 апреля) и RA-89138 (17 октября) авиакомпании Red Wings. 

Тогда причиной случившегося в обоих случаях стали срабатывания сигнализации о засорении топливных фильтров двигателей при разбеге и наборе высоты. 
Анализ проб топлива выявил наличие механических примесей с высоким содержанием серы, а также соединений хлора, свинца и бария.  Также были обнаружены частицы лакокрасочного покрытия и органические отложения. Кроме того, исследование фильтров, промытых в соответствии с сервисным бюллетенем ПАО «ОДК-Сатурн», выявило наличие соединений фосфора, широко использующихся в гидравлических жидкостях типа АМГ-10. 

Аналогичное повышенное содержание фосфора ранее фиксировалось при анализе фильтров двигателей SaM146, снимаемых из-за срабатывания сигнализации засорения.

12 октября 2024 года у самолёта А320 RA-73826 авиакомпании «Уральские авиалинии» во время набора высоты произошло падение оборотов двигателя №1. В ходе проверки гидромеханического агрегата топливной автоматики (HMU) было выявлено наличие отложений органической и неорганической природы, вызывающих заклинивание пар трения блока HMU с малыми технологическими зазорами.

Другими словам, во всех  случаях было установлено, что фактически самолёты взлетали с засоренными топливными фильтрами. Проведённые расследования показали, что топливо загрязняется из-за нарушений при хранении и подготовке агрегатов, некачественной промывки фильтров, загрязнений в баках, а также из-за нарушений при хранении топлива и несвоевременного обслуживания оборудования. 

Именно эти проблемы приводят к засорению топливной системы, снижению эффективности работы двигателей и, как следствие, к возникновению аварийных ситуаций.

В этой связи Росавиация предписывает российским авиакомпаниям оценить риски, которые связаны с качеством ГСМ, разработав корректирующие мероприятия. 

Так, необходимо уделять внимание технологиям, предотвращающим попадание загрязнений в топливную систему и двигатели. При этом инженерно-технический персонал обязан строго соблюдать требования и процедуры при работе с топливом и его компонентами.

Операторам ГСМ рекомендуется провести внеплановую ревизию фильтров, внедрить периодический контроль топлива, а также обеспечить соответствие фильтров требованиям гражданской авиации. В частности, Росавиация указывает на необходимость подтверждения пригодности фильтрующих элементов к использованию в авиации и недопустимость применения несертифицированных материалов.

«Внедрение всех предписанных мер позволит снизить риски от использования некачественного топлива и повысит уровень безопасности полётов в гражданской авиации», – уверены в агентстве воздушного транспорта.