«Тесла» не выдержала двоих

Трамп ударил Маска по кошельку, а тот пытается ответить ударом ниже пояса.

Читать на monocle.ru

Жесткая вчерашняя разборка Трампа и Маска не первая в их натруженных отношениях. В 2022 году Трамп проговорился, что мультимиллиардер Илон Маск так настырно выпрашивал государственные субсидии, что его можно было заставить клянчить их на коленях.

Нынешняя перебранка вспыхнула после отказа Трампа продлить субсидию в размере семи с половиной тысяч долларов для покупателей масковских электромобилей, которые, по словам Трампа, без этого никто не стал бы покупать. Маск в ответ публично набросился на трамповский проект бюджета, который он обозвал «законом о долговом рабстве», поскольку в этом проекте предусмотрен самый высокий потолок госдолга в американской истории. Кроме того, он пообещал США рецессию во второй половине текущего года из-за введенных Трампом внешнеторговых тарифов.

Затем, считая видимо, что этого недостаточно, бывший «лучший», а ныне опальный магнат призвал к импичменту Трампа и замене его на вице-президента Джей Ди Вэнса. Ну и, наконец, вытащил традиционное американское политическое супероружие — обвинение в аморалке, связав Трампа с погибшим в тюрьме педофилом Джеффри Эпштейном. Президент-демократ Билл Клинтон попал когда-то из-за связи со стажеркой Белого дома Моникой Левински в жесткий политический шторм.

Тем временем, угрозы ликвидации господдержки электромобилей на фоне публичного конфликта Маска с президентом США за один день уронили стоимость акций его корпорации «Тесла» на 14 процентов. Нервозность Илона Маска можно объяснить общей нестабильностью рыночного положения его компании.

«Тесла» достигла пика стоимости акций в конце 2024 года. За четыре месяца с декабря 2024 по апрель 2025 года стоимость акций уполовинилась. В мае Тесла отыграла часть падения, а теперь — новый облом. Всё-таки рыночные позиции с государственной подпиткой и без нее – это совершенно разные ситуации. Становится очевидно, что и так было ясно профессионалам: электромобиль неконкурентоспособен без щедрых государственных вливаний.

Более того, Маск, который всегда позиционировал себя как технического супергения, теперь в положении догоняющего.  В конце прошлого года японская автокомпания «Тойота» представила авторынку новый гибридный двигатель, работающий на водороде, который не требует сложных в производстве аккумуляторов и создания сети электрических зарядных станций. При этом его выхлоп состоит из экологически нейтрального водяного пара. Двигатель работает на нескольких видах топлива, включая обычный бензин.

Новости от «Тойоты» поспособствовали падению акций «Тесла». Инвесторы усомнились в будущем этой беспрецедентно разрекламированной компании. «Тесла» теперь рассматривает возможность начала производства автомобилей с водородными двигателями, но уже выступая в роли догоняющего.

Естественно, что в США возникли вопросы о правильности выбранной стратегии перехода на электромобили. Европейские государственные структуры также оказались в неудобном положении, так как обещали запретить двигатели внутреннего сгорания к 2035 году. И вот в этот судьбоносный для его электродетища момент Илон Маск выбирает древнейший метод решения всех проблем – пилит сук, на котором сидит.