Китайские редкоземы могут «убить» европейский автопром

Американским и европейским автопроизводителям нечего противопоставить игре Пекина «редкоземельными» мускулами.

Читать на monocle.ru

Несмотря на обещание Пекина ускорить выдачу разрешений на экспорт редкоземельных металлов (РЗМ) перед началом нового раунда торговых переговоров между США и КНР в Лондоне, угроза их острого дефицита остается более чем актуальной и реальной. Особенно актуальна она для автопрома. В самом сложном положении оказался автопром Старого Света, которому острая нехватка РЗМ, как утверждает некоторые особенно пессимистично настроенные эксперты, а может быть и просто реалисты, угрожает едва ли не гибелью.

Пользуясь доминированием на рынке редкоземов (90% мощностей переработки и ок. 70% добычи), Китай далеко не первый год пользуется ими как оружием в противостоянии с конкурентами и противниками. Правда, в середине апреля 2025 года он ввел лицензии на их экспорт в ответ на тарифы Дональда Трампа, который, вернувшись в Белый дом, вновь объявил китайцам торговую войну. Это стало переходом к новой стадии торговой войны: вместо обмена, как раньше, тарифами, Пекин и Вашингтон перешли к борьбе за цепочки поставок. Конечно, планета как-нибудь пережила бы необходимость получения разрешений на экспорт РЗМ, если бы эти новации распространялись только на американские компании. Однако новые ограничения распространяются на всю планету. В наиболее сложном положении оказались сейчас европейские автопроизводители, которые находились в остром кризисе.

Больше всего тревожит европейских автопроизводителей стремительно надвигающийся дефицит магнитов, сделанных из РЗМ, которые по эффективности намного превосходят магниты из обычных металлов.

«Без надежного доступа к этим элементам и магнитам автопроизводители не смогут производить критическим важные детали и узлы, включая автоматические трансмиссии, дроссельные заслонки, генераторы переменного тока, различные моторы, датчики, ремни безопасности и многое другое»,- говорится в письме, которое написал президенту Трампу в начале мая Альянс автомобильных инноваций (AAI). Многие эксперты сравнивают его с криком о помощи, который с каждым днем становится все громче. Письмо подписали такие автогиганты, как Toyota, Volkswagen и General Motors. Автопроизводители утверждают, что в нынешней ситуации остановка конвейеров и закрытие автозаводов – вопрос времени.

В Европе ситуация сложнее, потому что американским автопроизводителям с возвращением Трампа не приходится беспокоиться об электромобилях. В отличие от их европейских коллег, для которых электрокары остаются сильной головной болью. Все дело в том, что редкоземы применяются в работающих на электроэнергии автомобилях гораздо больше и шире, чем в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания. В сложное положение европейских автопроизводителей поставили Европарламент и Еврокомиссия, которые обязали их продавать уже через три года не меньше определенного количества электромобилей, что заставляет наращивать производство.

«Я проинформировал китайских партнеров о тревожной ситуации в европейском автопроме, где редкоземы и магниты являются неотъемлемыми элементами производственного процесса,- цитирует Bloomberg еврокомиссара по торговле Мароша Шефчовича.- Все это действует крайне разрушительно на этот сектор промышленности».

Часы на бомбе совсем не замедленного действия тикают, но в Пекине не торопятся их останавливать. С середины апреля любая компания, желающая купить китайские редкоземы, должна обратиться в Министерство торговли КНР за разрешением, подготовить и предоставить несколько сотен страниц разъясняющей информации и… ждать. Причем, ждать долго, месяцами. Представитель Bosch описал процесс получения лицензий как «сложный и отнимающий много времени из-за необходимости собрать и предоставить огромный объем информации и данных». Из-за этого за прошедшие с момента введения Пекином ограничений без малого два месяца разрешения получили лишь несколько компаний, поставщиков автодеталей и узлов, хотя счет желающих идет на десятки, если не на сотни. Ситуацию осложняет и то обстоятельство, что Китай ввел ограничения не в самое лучшее для европейского автопрома время несмотря, кстати, на рост продаж электрокаров. Здесь еще имеет место быть и небольшой парадокс: с ростом продаж и из-за требований ЕП и ЕК автопроизводители должны наращивать их производство, т.е. редкоземов требуется еще больше, чем раньше.

В США, где президент Трамп на днях обвинил китайскую сторону в нарушении условий временного перемирия, подписанного в мае в Женеве, ситуация тоже сложная, но все же, похоже, по крайней мере, пока, еще не критическая. Кстати, в Пекине на обвинения американского лидера ответили, что ввод разрешений на экспорт РЗМ стал реакцией на ограничения Вашингтона экспорта полупроводников, направленного против Поднебесной.