Си Цзиньпин, вероятно, решил заканчивать ценовые войны, которые разрушают глобальные рынки.
В Пекине, похоже, «проснулись» и поняли, как сильно тормозят китайскую экономику ценовые войны в промышленности. В последние недели высокопоставленные китайские чиновники, включая Председателя КНР Си Цзиньпина, публично признали ущерб от затоваренности рынков и острейшей конкуренции в таких важных секторах промышленности, как металлургия, производство солнечных панелей и электромобилей, где недавно произошли обвалы цен. Наиболее четкий и недвусмысленный сигнал – падение индекса цен производителей промышленной продукции PPI в июне в годовом выражении на 3,6%, самое резкое снижение с июля 2023 года. Очевидно также и усиление давления инвесторов, требующих от политиков и регуляторов действий.
Столь откровенное признание со стороны китайских властей, необычное для Китая, дает основания предположить, пишет аналитическая платформа GuruFocus, что скоро начнется регулирование сверху, возможно, похожее на реформу со стороны предложения 2015-17 годов, т.е. на комплекс экономических мер, направленных на стимулирование роста экономики при помощи увеличения предложения товаров и услуг. Реформа предложения десятилетней давности помогла стабилизировать ситуацию на сырьевых рынках и восстановить рентабельность продаж.
Пока никаких заявлений о новой реформе не было, но рынки уже обращают внимание на ранние признаки приближения перенастройки второй экономики планеты. Так, Министерство промышленности и информатизации КНР провело переговоры за закрытыми дверями с производителями солнечных панелей. Десятки строительных компаний публично поддержали инициативу против неустойчивой конкуренции; была запущена электронная платформа, которая должна помочь решить давнюю и большую проблему просроченных платежей поставщикам.
Аналитики City считают, что скоро могут начаться снижения объемов выпуска продукции в таких секторах промышленности, где особенно велико присутствие государства, как металлургия и угольная промышленность. Эта кампания, вероятно, будет проводиться параллельно с повышением требований к качеству продукции и ужесточением правил на рынке труда, особенно, в частном секторе. Имеются основания предположить и ввод ребейта, т.е. частичного возврата денег, потраченных на покупку и предоставляемого после ее совершения, для экспортного налога. Не исключено возвращение субсидий, особенно, для в металлургии и производстве батарей для электромобилей. Последняя новость имеет большое значение для крупных иностранных компаний, например, Tesla, работающих в Китае.
Несмотря на все эти признаки и прогнозы инвесторы не торопятся радоваться и откупоривать шампанское, потому что ситуация сейчас значительно сложнее, чем десять лет назад. Во многих отраслях и секторах промышленности, особенно пострадавших от дефляции, которая будет отмечать осенью третий день рождения, сейчас доминируют частные компании, что ограничивает возможности центральных властей. К тому же, против нововведений, направленных на агрессивное сокращение предложения, могут выступить чиновники на местах, которые опасаются роста безработицы. К тому же, подчеркивают экономисты Morgan Stanley, несмотря на резкую (для Китая) риторику пока нет ни четкого плана, ни графика, ни механизма проведения реформы. Создается впечатление, что между постановкой диагноза и началом лечения пока еще существует большой разрыв. На данный момент однозначно изменилась тональность высказываний властей, но рынки с осторожным оптимизмом ждут перехода от слов к конкретным делам.