Двигатель для «Байкала» пошел влет

Данный этап испытаний исключает возможность использования одномоторного самолета, поэтому в качестве платформы выбран Як-40, получивший таким образом крайне непривычную комплектацию с воздушным винтом в носовой части.

Читать на monocle.ru

Первый полет летающей лаборатории Як-40ЛЛ с работающим турбовинтовым двигателем ВК-800СМ выполнен на базе СибНИА им. С.А. Чаплыгина (Новосибирск). Об этом сообщает сайт «Авиация России». Двигатель предназначен для легкого многоцелевого самолёта ЛМС-901 «Байкал» (разработчик — Уральский завод гражданской авиации (УЗГА)), его сертификация, как сообщал в начале июля глава Минпромторга Антон Алиханов, запланирована уже на 2025 год.

Полете, состоявшейся 14 июля, представляет собой натурные испытания и предшествует началу сертификационных испытаний. Указывается, что процедура натурных испытаний на начальном этапе исключает возможность использования одномоторного самолета (каковым является «Байкал»), это сопряжено с опасностью возникновения отказов. Поэтому в качестве платформы для испытаний выбран Як-40, оснащенный тремя реактивными маршевыми двигателями. Данная конфигурация представляет собой стенд натурных испытаний, имитируя полет одномоторного самолёта.

Как сообщает сайт «Авиатранспортное обозрение», двигатель был установлен в носовой части Як-40 и на видео, опубликованном УЗГА, видно, что ВК-800 работал на протяжении всего полета. Самолет провел в воздухе около 15 мин, поднявшись на высоту до 700 м на скоростях до 340 км/ч.

«По итогам первого испытательного полета двигатель ВК-800 продемонстрировал устойчивую работу, все системы работали штатно. По результатам работы будет подготовлено заключение о проведении дальнейших испытаний!», — приводит сайт слова инженеров-испытателей по окончании полета.

Как напоминает ATO.ru, двигатель ВК-800 разрабатывался компанией «Климов» (сейчас входит в ОДК) с начала 2000-х годов — изначально как силовая установка для легких вертолетов. В 2016 году проект был передан УЗГА, который тогда начал лицензированную сборку чешских пассажирских турбовинтовых самолетов L-410. Российский двигатель должен заменить на этих машинах иностранные силовые установки GE H80-200. 

Теперь же, помимо замены иностранного двигателя на L-410, ВК-800 станет силовой установкой для нескольких новых самолетов, которые разрабатывает УЗГА. Среди них 9-местный одномоторный пассажирский самолет ЛМС-901 «Байкал», планируемый на смену Ан-2, и 19-местный двухмоторный ЛМС-192 «Освей», создаваемый совместно с белорусским 558-м авиаремонтным заводом. Также ВК-800 будет применяться на учебно-тренировочном самолете УТС-800.