Разрыв по швам: в легпром идет все меньше денег

Планируемые инвестиции в российскую легкую промышленность с лета прошлого года снизились более чем на четверть, а число реализуемых проектов — едва ли не вдвое

Пример рисунка ткани времен раннего СССР. Лозунг дня сегодняшнего" "Не снижать темпы роста инвестиций в легкую промышленность!"
Читать на monocle.ru

Ни рожи, ни кожи

С июня 2024 года по июнь 2025 года объем заявленных инвестиций в проекты в легкой промышленности, связанные со строительством или модернизацией, снизился на 26,7% — со 116 млрд рублей до 80 млрд рублей; а количество проектов в активной стадии реализации сократилось на 41,8% — со 141 до 75. К такому выводу пришли аналитики цифровой платформы «Инвестиционные проекты».

Рост производства в отрасли пока обеспечен в основном военными заказами на экипировку. В 2024 году производство спецодежды, по данным Росстата, выросло на 60%. Государственная поддержка, хотя и расширяется, остается неравномерной. Льготные займы и субсидии в первую очередь доступны предприятиям, работающим на гособоронзаказ, тогда как производители потребительских товаров сталкиваются с дефицитом финансирования, сообщается в отчете «Характеристика инвестиционного климата отрасли "Легкая
промышленность"».

Согласно отчету РСПП, более 30% предприятий в 2024 году испытывали нехватку оборотных средств, 38,4% — жаловались на отсутствие спроса.

Поскольку многие предприятия переориентировались на выполнение оборонных контрактов, это привело к дефициту мощностей для производства повседневной одежды. Загрузка оставшихся фабрик расписана на месяцы вперед, а стоимость пошива за год выросла на 30–50%. Это вынуждает российские бренды переносить производство в Турцию, Китай или Бангладеш, где цены и сроки более предсказуемы.

Таким образом, локальные бренды развиваются, но не за счет российских фабрик, а через зарубежный аутсорсинг. Например, «Глория Джинс» сохранила лишь две из десяти производственных площадок в Ростовской области. 

Комментируя закрытие фабрик, основатель «Глории Джинс» Владимир Мельников заявил ростовской газете «Город N», что производственный сегмент группы убыточен: «… нет новых технологий для развития и производительности и мы убыточны, так как одни уходят на СВО, как мужчины, так и женщины, а другие — шить однообразную одежду с большими заказами и большей зарплатой. У нас очень разнообразный продукт, и мы очень уступаем в качестве, моде и цене альтернативным поставщикам. Мы больше не производственная, а ретейлер-компания». 

Оставшиеся восемь фабрик «Глории Джинс» нашли новых инвесторов. Из них пять — площадки в Гуково, Зверево, Красном Сулине и Усть-Донецке — перешли в собственность ООО «Булава», сообщало в мае этого года министерство региональной политики и массовых коммуникаций Ростовской области.

Острой проблемой отрасли, по-прежнему, является отсутствие собственной сырьевой базы: до 95% тканей и фурнитуры импортируется. Платформа «Инвестиционные проекты» отмечает, что в России достаточно сырья для шерстяных тканей, однако хлопок-сырец для производства хлопчатобумажных тканей поставлялся из Узбекистана. 

В будущем поставки из Узбекистана будут снижаться, поскольку страна налаживает собственное производство.

В частности, китайская Comoda Garments Ltd намерена направить примерно 80 млрд рублей на строительство в Узбекистане  текстильного комплекса. «Экспорт сырья [из Узбекистана] значительно сократился, остались только поставки готовой пряжи, что повлияло на повышение себестоимости конечной продукции», — говорится в отчете «Инвестиционных проектов».

В результате производство хлопчатобумажных тканей в России в 2024 году снизилось на 6%, хлопчатобумажных швейных ниток — на 15%. Одновременно наблюдается спад в сегменте кожи: выпуск кожаных изделий снизился на 3,3% в 2024 году и на 16% в первом полугодии 2025 года.

Неравномерно и небезнадежно

Региональная картина выглядит крайне неравномерно. По данным платформы, самая значительная часть проектов реализуется в Московской области — 16 проектов на общую сумму в 8,1 млрд рублей. Крупнейший среди них — строительство второго этапа завода по производству ковровых изделий в Дмитровском городском округе с объемов инвестиций в 3 млрд рублей. Как отмечается, в производстве планируется использовать российское сырье, планируемая мощность составляет 15 0 25 млн куб. м ковровых изделий в года. Завершение строительства ожидается в 2028 году.

В этом же году планируется завершить создание текстильного производства в подмосковном Раменском общей стоимостью 2,6 млрд рублей. Здесь предполагается выпускать верхнюю одежду из кожи и меха. Объем производства — 1,25 млн единиц в год.

На втором месте по числу проектов Нижегородская область. Здесь реализуется 6 проектов на общую сумму 4,7 млрд рублей.

Третье место по числу проектов делят Ивановская область и Москва, в каждом из регионов реализуется по 5 проектов. Правда, столица серьезно уступает региону с точки зрении объема вложений: 2,1 млрд в Москве против 9 млрд рублей в Ивановской области. Наиболее крупный проект в Ивановской области у холдинга «ХБК Шуйские ситцы». Он инвестирует 5 млрд рублей в строительство завода по производству искусственного волокна на основе целлюлозы — лиоцелла.

Волокно лиоцелл – представитель «зеленых» волокон и по свойствам превосходит вискозное волокно. Свойства продукции проекта позволяют использовать ее в качестве сырья для ряда отраслей экономики, таких как текстильная, химическая, фармацевтическая, пищевая, целлюлозно-бумажная и ряда других. 

Соглашение о создании производства было подписано в этом году на ПМЭФ, срок реализации проекта составляет 10 лет.

В свою очередь, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Лискутов завил на днях, что московские предприятия нарастили отгрузку одежды столичного производства почти на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: свыше 81 тысячи женских брюк из текстильных материалов, более 62 тысяч женских трикотажных и вязаных пальто, курток и плащей, а также свыше 413 тысяч платьев из текстильных материалов. «Город активно поддерживает легкую промышленность, стимулирует развитие предприятий отрасли и модернизацию производственных процессов», цитирует Лискутова портал mos.ru.

В структуре инвестиций по подотраслям легкой промышленности наибольший объем капиталовложений, как отмечают аналитики платформы, приходится на текстильные изделия — 30,5 млрд рублей (38,3% от общего объема инвестиций, 23 проекта) На втором месте — нетканые материалы и изделия из них. Здесь объем вложений 19,3 млрд рублей (24,2%, 8 проектов).

Хорошая новость состоит в том, что проблемы отрасли замечены в правительстве. В начале июля на правительственном часе в Совфеде министр промышленности и торговли Антон Алиханов сообщил, что ведомство готово «утвердить в течение года стратегию развития легкой промышленности», а также о том, что в структуре Минпромторга может появиться профильный департамент.