Уже осенью российский рынок ждет внедрение новых стандартов по безопасности канатных дорог. Об этом напомнили представители Минпромторга РФ на прошедшем в Москве Международном турфоруме «Путешествуй!». Некачественное оборудование, как российское, так и поставляемое на наш рынок, не сможет пройти строгие новые правила. Это защитит туротрасль от ненадежной технической инфраструктуры.
«Главное — качество, безопасность и доступная среда», — заявил на прошедшем в июне крупнейшем туристическом деловом событии первый заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков. Он подчеркнул, что сейчас отечественная туротрасль как никогда нуждается в собственном производстве канатных дорог, ратраков, снеговых пушек и другого специфического оборудования для горнолыжного сектора. И к подобной продукции предъявляются особенно строгие требования, а сейчас они будут еще более ужесточены. Как напомнил представитель ведомства, требования к безопасности канатного оборудования уже включены в ГОСТы — внедрены в действие 6 национальных стандартов, которые начнут действовать с сентября 2025 года. «Важно сертифицировать импортную продукцию с точки зрения безопасности - китайскую и не только китайскую», - отметил Василий Осьмаков.
Сейчас в РФ действуют федеральные нормы и правила эксплуатации канатных дорог и фуникулеров, но они станут даже строже, чем европейские. Российские производители голосуют «за»: они понимают, что это отсечет недобросовестных игроков и обеспечит выход на рынок только качественной продукции. В России непростые склоны, высота опор канатной дороги может доходить до 45-50 метров, при этом — сложные погодные условия. Ко всему этому канатный подъемник, перевозящий сотни людей, должен быть готов. Поэтому к вопросу безопасности и бизнес, и власти подходят максимально серьезно.
«В проектировании подобного оборудования учитываются мельчайшие нюансы. Скажем, какие конфигурации должны быть у опор канатной дороги, чтобы они выдержали нагрузку (и вес, и ветра, и лед). Готовы ли к нагрузке канаты. Надежны ли ролики, не выйдут ли внезапно из строя. Тут важно и качество металла, и профессионализм каждого сварного шва, и умение проектировщиков все рассчитать, — поясняет конструктор-разработчик инженерного оборудования Юрий Гранин. — То же самое у ратрака: преодолеет ли он горный склон с большим углом наклона при сложных погодных условиях, качественный металл ли использован в производстве его резаков и так далее. Сертификации должна подвергаться каждая деталь и сырье, помимо самого оборудования в сборе».
Россия ужесточает и сам подход к контролю прохождения сертификации такого оборудования. Раньше европейские производители просто завозили в РФ канатные дороги, представляя свои сертификаты. Теперь надо будет пройти внутреннюю экспертизу. И это объяснимо: вместо западных брендов горнолыжного оборудования на российский рынок начинают заходить азиатские, к примеру, китайский BMHRI. Но если качество европейских подъемников всем знакомо, то в отношении китайского еще вопрос: с китайскими канатными дорогами никто в России на практике не знаком. Да и в целом КНР начала осваивать зимние виды спорта не так давно — примерно с 2016 года, когда страна начала готовиться к зимней Олимпиаде 2022 года в Пекине. Так что богатым опытом в производстве оборудования для зимних курортов Китай похвастаться вряд ли может.
А вот российская сторона имеет и большой опыт, и неплохой инженерный потенциал, еще со времен Советского Союза. К примеру, на том же турфоруме отечественные компании представили свои новейшие разработки, среди них — ратрак челябинского КБ «Ратрак-Урал» и новейшая десятиместная кабина российского производителя канатно-транспортных систем РУСЛЕТ. У РУСЛЕТ есть и свой инженерный центр, он обеспечивает полноценный контроль и за этапами производства, и за качеством каждой детали канатной дороги. Уже в этом году заработает новая производственная площадка РУСЛЕТ в Тверской области, где будут делать до 15 канатных подъемников в год, закрывая спрос рынка.
А российская компания ULYSSE показала инновационную модель дома для глэмпинг-отелей (производство на 100% локализованное). Конструкция этих домов, как и новых кабин для канатной дороги от РУСЛЕТ, поражает футуристическим дизайном, а еще — надежностью и качеством сборки, металла и комплектующих.
При этом у российских производственников уже есть сложившееся мнение о ненадежности китайского оборудования в целом, как и о подходах китайцев к контролю качества. Например, Сергей Оболенский, директор по развитию компании ULYSSE, изучал различный мировой опыт создания модульных домов, в том числе побывал и на нескольких китайских заводах: «Мы поняли, что в России опыт китайских коллег малоприменим. Китайцы рассчитывают на свой рынок. Но не очень понимают, что такое зима, снег, перепад температур и переход через ноль, суровые климатические условия России». Кроме того, отмечает Сергей Оболенский, к китайскому качеству сырья и сборки большие вопросы: «В Китае слабовато сырье, да и хромает сама культура производства подобного сложного оборудования. И аукаться это может в самых неожиданных местах. Где-то может оказаться металл тонок и слабоват. Или, к примеру, в конструкции такого дома очень много сварных элементов, и крайне важно качество сварки и швов, надежность, это должно быть сделано грамотно, качественно. Мы понимаем, как это сделать, все наши рабочие имеют высочайшую квалификацию, и мы обеспечиваем серьезный контроль качества на всех производственных этапах. У китайцев с этим могут быть сложности — качества можно добиться, только если буквально стоять над каждым китайским рабочим и смотреть, как он варит деталь, как он скручивает болты и так далее». Компания ULYSSE, стоит отметить, предоставляет сертификаты качества на все используемые материалы, а вскоре каждое изделие бренда будет проходить добровольную сертификацию.
«Наши производители используют качественный металл, что важно. В отличие от Китая. Каждый раз, когда я слышу вопрос «А не надо ли нам импортное везти, не надо ли нам купить зарубежное», я искренне не понимаю, зачем? Мы можем делать все сами!» — поделился с нашим корреспондентом на форуме «Путешествуй!» Станислав Черторыжский, заместитель руководителя управления сельскохозяйственного, пищевого и дорожного машиностроения Минпромстроя РФ.
Добросовестный производитель не верит поставщикам на слово: любая ошибка может стоить очень дорого. Производство канатной дороги стоит сегодня более 1 млрд рублей, и российские компании проводят тщательную проверку всех поставок. Каждая из 20 тысяч деталей канатной дороги должна обеспечивать надежность. «Китайцы не так щепетильны и начинают реагировать или что-то менять, только когда идут рекламации по уже имеющейся продукции, — рассказывает руководитель консалтингового агентства «Лидер XL» Егор Громотов. — К примеру, у одной из структур российского автопрома был печальный опыт. Поставщик из Китая продемонстрировал хороший образец радиатора и масляного фильтра, а вот партию поставил с браком. Причем китайские партнеры признались, что делали эти фильтры на нескольких заводах, а не на том, который озвучивался изначально. В итоге российская сторона-заказчик была вынуждена вернуть несколько грузовых контейнеров с этими бракованными запчастями».
Поэтому, поясняет Егор Громотов, российские поставщики и конечные производители будут заинтересованы проходить новую сертификацию: это поможет им сохранить свою долю на рынке. А китайская продукция вряд ли пройдет новые российские ГОСТы, учитывая такой бизнес-подход в работе и сниженное качество.
«Строгая сертификация защитит наш рынок от некачественной продукции, особенно из Китая, — замечает Егор Громотов. — Это гарантия безопасности, защита от рисков и несчастных случаев, поломок, простоев и дорогостоящего ремонта, который типичен для некачественной продукции. Многие отрасли сейчас вводят или уже имеют строгие правила в отношении производимой продукции, и сегодня такой подход особенно актуален в производстве оборудования для горнолыжной отрасли страны».
Кроме того, считает эксперт, строгие процессы сертификации защитят интеллектуальную собственность законных производителей, будут стимулировать инновации: «Китайцы заимствуют чужие технологии, так что сомнительно, как они могут их патентовать и, соответственно, сертифицировать либо регистрировать в каких-то рейтингах или перечнях. Авторство разработок в таких сложных сферах важно. Только реальные конструкторы, инженеры, досконально знающие свою разработку, точно могут быть уверены в том, что она пройдет все строжайшие требования по качеству и надежности. В этом смысле, признавая важность свободной торговли, я уверен в компетентности и профессионализме отечественных производителей. Сертификация создаст равные условия для всех производителей и при этом подтвердит приоритет российской продукции».