Напряженность между США и Испанией по вопросам торговли и обороны нарастает.
В Европе больше всего на роль Китая, Индии и Бразилии, т.е. стран, не пожелавших подчиняться диктату Дональда Трампа, подходит Испания. Испанский премьер-министр Педро Санчес не только открыто выступил против продавливаемого президентом Трампом неофициального, но от этого не ставшего менее обязательным к исполнению финансового требования к членам НАТО довести расходы на оборону до 5% своих ВВП, но и, похоже, отказался покупать американские истребители F35.
В довершение же своего открытого вызова политике давления Трампа Мадрид еще и пытается наладить более тесные отношения с Пекином, что для Вашингтона и Трампа служит тем же, что и красный плащ тореро для быка на испанской корриде. Не удивительно, что президент Трамп очень косо смотрит на королевство, с которым к тому же янки однажды воевали.
Он, например, пренебрежительно заявил в конце июня на пресс-конференции после саммита НАТО в Нидерландах, что испанская экономика может развалиться от первого же более-менее серьезного шока.
Не удивительно также, что многие аналитики и политологи считают Испанию редким примером европейской страны, не желающей «прогибаться» перед президентом Трампом и Америкой.
«Испания является интересным явлением в Европе, потому что это единственная страна, которая открыто противостоит Трампу в то время, когда все остальные в основном “прогибаются” и молчат», — цитирует CNBC старшего аналитика Eurasia Group Федерико Санти, специализирующегося на Южной Европе.
Санти обращает внимание еще на один нюанс, делающий сопротивление Мадрида американскому диктату особенно парадоксальным — «очевидную слабость» левого коалиционного правительства Санчеса, погрязшего в громких скандалах и коррупционных расследованиях.
Лидер Испанской социалистической рабочей партии (PSOE), возглавляющий кабинет с 2018 года, отвергает многочисленные требования оппозиции уйти в отставку. Он твердо намерен стоять до конца и планирует участвовать во всеобщих выборах 2027 года. Поэтому, уверен Санти, Санчес так активно и занимается внешнеполитическими вопросами типа обороны и торговли, потому что они могут помочь отвлечь внимание избирателей от многочисленных внутрииспанских проблем.
Несмотря на «дерзкую» политику Мадриду, по крайней мере, пока удается избежать наказания Вашингтона.
«В целом Испании пока удается выходить сухой из воды несмотря на жесткую критику Трампа», — говорит Федерико Санти. – Так получается, объясняет он, по двум основным причинам: «Причина номер один кроется в ЕС. Поэтому в отличие, скажем, от Южной Африки или Бразилии, которым Трамп угрожает суровыми наказаниями (за строптивость и независимость) в виде высоких тарифов, они (испанцы) защищены (Евросоюзом) как щитом. Вторая причина, по-моему, заключается в том, что Трамп… не очень-то и обращает внимание на Испанию. Конечно, он знает об ее существовании, но она просто не находится в его радаре».
Министр обороны Испании Маргарита Роблес заявила на прошлой неделе, что Мадрид больше не рассматривает возможность покупки у США новейших истребителей F35. В ходе модернизации устаревших ВВС королевства в Мадриде, похоже, отдали предпочтение европейским военным самолетам. Это решение последовало за словами Дональда Трампа о том, что он считает «ужасной» позицию Испании не доводить к 2035 году расходы на оборону до 5% от ВВП.
Несмотря на пренебрежительное отношение президент Трамп пригрозил, что заставит Испанию «заплатить вдвое больше» при помощи тарифов за такое отношение к обороне. Не очень понятно, как он это сделает, потому что Вашингтон и Брюссель уже договорились о проекте торгового соглашения, по которому все члены ЕС, включая, естественно, и Испанию, облагаются единым тарифом в размере 15%.
По мнению Игнасио Молины из аналитического центра Elcano Royal Institute, географическая удаленность Испании от России и особенности внешней политики, берущие свое начало после последней войны в 1898 году, в которой официально участвовало королевство (той самой неудачной, кстати, для испанцев войны с США), позволяют Мадриду в отличие от стальных европейских стран не относиться к отношениям с США с таким пиететом.
«В Испании доминирует проевропейская, а не атлантическая политическая культура, — объясняет он. — Даже в отношении поддерживаемой Мадридом Украины главные вопросы для него — не членство Киева в НАТО или поставки ему вооружений, а членство Украины в ЕС и (украинские) мигранты».
Молина полагает, что американо-испанские отношения осложняет еще и то, что испанское правительство в отношении, по крайней мере, идеологии является самым «левым» на континенте. Результатом этого нюанса является вполне объяснимое желание Санчеса максимально дистанцироваться во внутренней политике от правого Трампа, который очень непопулярен в королевстве, причем, даже у правых избирателей.
Еще одна причина расширяющегося разрыва между Испанией и США заключается в Китае, с которым Мадрид пытается наладить тесные экономические отношения. Не удивительно, что Испания несмотря на наличие на полуострове двух американских военных баз, считается в Евросоюзе самым дружественным Пекину государством.
Одним из последних проявлений «особых» отношений между Мадридом и Пекином может служить, например, решение испанского правительства использовать ряд технологий китайского IT-гиганта Huawei, с которым Вашингтон, как известно, на ножах. Достаточно вспомнить нашумевшую историю времен первой каденции Трампа с трехлетнем домашнем арестом в Канаде финансового директорп этой китайской компании,Мэн Ваньчжоу, которую называт еще «принцессой Huawei».