Хозяин Белого дома принял у себя президента Украины и ряд европейских лидеров. Зеленский снял условие перемирия для начала прямых переговоров с Москвой, так как она на это не пойдет, и молча слушает реплики по поводу территориальных уступок. Европейские лидеры демонстрируют большую сговорчивость в отношении миротворческих усилий Трампа, но, конечно, по-прежнему огрызаются.
18 августа президент США Дональд Трамп принял в Вашингтоне президента Украины Владимира Зеленского и группу европейских политиков. Хозяину Белого дома и его гостям предстояло нелегкое обсуждение обговоренного ранее американским лидером и президентом России Владимиром Путиным плана урегулирования украинского конфликта.
Напомним, в прошлую пятницу главы России и Соединенных Штатов провели очные переговоры на военной базе Элмендорф-Ричардсон в городе Анкоридж на Аляске: хотя по их итогам соглашение по Украине достигнуто не было, однако оба оценили мероприятие положительно и отметили его продуктивность.
«В целом у нас с президентом Трампом наладился очень хороший, деловой и доверительный контакт», – сообщил тогда Владимир Путин на совместной с лидером США пресс-конференции по итогам переговоров. – «И у меня есть все основания полагать, что, двигаясь по этому пути, мы можем дойти – и чем быстрее, тем лучше – до завершения конфликта на Украине».
«У нас были продуктивные переговоры», – в свою очередь, отметил Дональд Трамп. – «И первое, самое главное, наверное, – это то, что у нас неплохой, хороший очень шанс достичь мирного урегулирования».
Заявлений, в которых упоминались бы конкретные параметры договоренностей по украинскому кризису, в Анкоридже не прозвучало, но в том, что лидеры России и США пришли к определенным договоренностям, сомневаться не приходится. В Белом доме после поездки на Аляску забыли про былые угрозы санкциями – вместо этого Трамп созвонился с Зеленским и европейскими лидерами, чтобы незамедлительно организовать встречу в Вашингтоне.
От такого предложения не отказываются: украинский президент, а также резко изменившие свои графики высокопоставленные политики ЕС и НАТО направились в американскую столицу. Они, очевидно, сорвались туда и поддержать Зеленского, у которого еще свеж в памяти скандал с главой США в Белом доме в феврале этого года, и представить свои условия урегулирования украинского конфликта, которые были согласованы на конференции «коалиции желающих» 17 августа.
Список их требований, в принципе, новизной не блистал. Европейские союзники Киева настаивали на полном прекращении огня на Украине до политического решения конфликта, грозились усилением санкционного давления на Россию, выражали готовность развернуть на Украине свои войска сразу после начала перемирия, а еще много говорили о гарантиях безопасности (перефразируя: послевоенном устройстве страны) и членстве Украины в НАТО как одной из них.
Излишне говорить, что такие условия не находят одобрения в Москве, но в Вашингтоне это должны понимать. Между тем, там видят шансы на успех: с «тупой байденовской войной» надо заканчивать, Украине придется «заключать сделку». И на территориальные уступки (о которых и слышать не хотел Зеленский – мол, конституция не позволяет) Киеву придется пойти, и о вступлении в НАТО не стоит думать, а необходимости в договоренности о прекращении огня больше нет, потому что уже обсуждается соглашение о мире.
Едва ли такая позиция США была по нраву европейцам, но внушительность «команды поддержки» позволяла им надеяться все же продавить свое мнение. Старый Свет в Белом доме представляли такие политики, как британский премьер Кир Стармер, французский президент Эмманюэль Макрон, канцлер Германии Фридрих Мерц, президент Финляндии Александр Стубб, премьер Италии Джорджа Мелони, а также председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и генсек НАТО Марк Рютте. Если уж не получилось приехать в Анкоридж, сторонники Украины явно намеревались не остаться вне игры и навязать свою повестку в Вашингтоне.
Как рассказал Макрон, он поехал на встречу с целью «создать единый фронт между Украиной и ее европейскими союзниками». И пренебрежительно воспринимать его слова все же не стоило – пока Белый дом предпринимает значительные усилия по урегулированию украинского кризиса, Брюссель и Киев не оставляют попытки ему помешать.
Первым пунктом программы длинного переговорного дня в Вашингтоне стала встреча главы Белого дома с украинским президентом – без красной дорожки и почетного авиашоу, но и, вопреки опасениям сторонников Киева, без повторения в итоге февральской ссоры.
Разговор был спокойным и вежливым, а Зеленский даже переоделся перед встречей с Трампом в цивильное, что американец не преминул похвалить. Судя по всему, европейские лидеры, поддерживающие Киев, провели немалую предварительную работу со своим протеже. Но за ширмой гармонии и любезностей скрывались энергичный напор Трампа и явное недовольство его украинского визави.
Еще бы, ведь перед встречей глава Белого дома успел «порадовать» Зеленского, сообщив, что президент Украины может немедленно положить конец конфликту: нужно только отказаться от Крыма и вступления в НАТО. А в начале мероприятия американский лидер заявил, что уверен в желании России урегулировать конфликт на Украине и считает, что «Владимир Путин хочет, чтобы это закончилось».
«Сегодня либо будет сделка, либо поддержка Украине прекращается», – добавил на эту картину не менее яркий мазок Трамп. Еще он сказал, что Киев не ждут в Североатлантическом альянсе, но обещал предоставить Украине «очень хорошую защиту» в рамках мирного урегулирования; не стал обозначать перемирие необходимым условием для обсуждения окончательного мирного соглашения, как на том настаивает Украина, а активно продвигал идею переговоров лидеров стран в трехстороннем формате.
При этом Трамп ушел от ответа на вопрос о конкретных гарантиях безопасности Украины и отказался отвечать, «чьи карты сильнее», Москвы или Киева. Зато напомнил важный аспект, который в принципе разделяет Россия: речь должна идти именно о прочном мире, а не о временном перемирии.
В свою очередь, Зеленский предпочел не отвечать на вопрос, готов ли он к территориальным уступкам, а проведение выборов в стране допустил только после окончания конфликта. Но успел пожаловаться, что у Киева есть проблемы с закупкой американского оружия и выразить надежду на поддержку партнеров.
Затем последовал разговор уже за закрытыми дверями – вместе Трамп и Зеленский пробыли порядка получаса. По сообщениям СМИ, в ходе диалога они обсуждали вопросы трехсторонней встречи и гарантии безопасности для Украины. После этого начались переговоры с европейскими лидерами, продлившиеся примерно столько, сколько предыдущая с украинским президентом.
Вскоре пошли новые заявления Трампа: в частности, он рассказал, что рассчитывает на договоренности по итогам встречи с главами ЕС и Зеленским, которые приведут к трехсторонней встрече с РФ, отметил, что что не верит «в угрозу дальнейшей агрессии» России против Украины и заявил – Путин в ходе саммита на Аляске согласился, что Москва «примет гарантии безопасности» для Киева. Впрочем, это уже известно из выступления президента РФ на пресс-конференции в Анкоридже.
Правда, в трактовке Трампа гарантии безопасности будут предоставлять страны Европы в координации с США, и эта трактовка выглядит явно односторонней. Зеленский рассказал, что их детали будут проработаны в течение 10 дней. Еще он подчеркнул, что Украина хочет получить пакет помощи на 90 миллиардов долларов – мол, это будет частью гарантий.
Также глава Белого дома рассказал о необходимости обсудить потенциальный обмен территориями для решения конфликта на Украине и добавил, что при обсуждении обмена будет учитываться нынешняя линия соприкосновения на фронте.
Надо отметить такой момент: украинская сторона подчеркнула, что территориальные вопросы будут обсуждаться только на встрече лидеров. Но, увернувшись в моменте от этого щекотливого для Киева дела, Зеленский был вынужден снять свое ключевое требование о немедленном перемирии. Причина лигична: как пояснил президент Украины, если Киев будет выдвигать требование перемирия в качестве условия для двусторонней встречи, Москва обвинит его в срыве переговоров.
После переговоров с Трампом Зеленский сказал, что «это была лучшая из наших встреч», но отказался от интервью изданию Fox News и быстро покинул Вашингтон.
Европейцы, не забыв добавить много приятных слов о мудрости хозяина Белого дома, не оставляли попыток вернуть в повестку дня себя и свои требования. Так, Мерц и Макрон вновь поднимали набивший оскомину вопрос о необходимости прекращения огня, а канцлер ФРГ при этом особо отмечал, что для этого необходимо «оказать давление на Россию». Французский президент вообще озвучил идею, что для мирного процесса требуется встреча не трех-, а четырехсторонняя, с участием Европы. Впрочем, вряд ли эти тезисы будут одобрены главой Белого дома.
«У Европы странный расчет на то, что тактика безудержной лести является перспективной в общении с Трампом», – пишет политолог Федор Лукьянов. – «В её поток они пытаются вплести свои несогласия и предложения, ожидая, что размякший патрон в чем-то пойдет навстречу. Эффективность такого подхода представляется сомнительной».
Интересной новостью под конец мероприятия стало то, что после расширенных переговоров с европейскими лидерами Дональд Трамп итоговую пресс-конференцию не проводил, зато заявил о плане провести «маленькое обсуждение на схожие темы», которое в расписании ранее не значилось. Тема, действительно, оказалась схожей, а вот обсуждение немаленьким, весьма значимым и, вероятно, удивительным для части собравшихся.
Дело в том, что в конце мероприятия Трамп позвонил Владимиру Путину – факт телефонного разговора двух президентов по инициативе Белого дома позднее подтвердил помощник российского лидера Юрий Ушаков и рассказал, что беседа носила откровенный и весьма конструктивный характер.
По его словам, Трамп проинформировал Путина о прошедших переговорах, а в ходе дальнейшего телефонного разговора Москва и Вашингтон высказались в поддержку продолжения прямых переговоров между делегациями России и Украины.
«В этой связи, в частности, обсуждалась идея о том, что следовало бы изучить возможность повышения уровня представителей украинской и российской сторон, то есть тех представителей, которые участвуют в упомянутых прямых переговорах», – добавил он, не уточнив, говорится ли о повышении до уровня президентов.
Еще Ушаков сообщил, что президент России тепло поблагодарил американского коллегу за гостеприимство и хорошую организацию встречи в верхах на Аляске и за достигнутый в ходе встречи прогресс в направлении мирного решения украинского кризиса. Также Путин вновь отметил важность предпринимаемых лично Трампом усилий в поиске решений, ведущих к долгосрочному урегулированию на Украине.
«Характерно, что Владимир Путин и Дональд Трамп условились и далее тесно контактировать друг с другом по украинскому и другим актуальным вопросам международной и двусторонней повестки дня», – подчеркнул Ушаков.
Однако, как рассказал глава Белого дома, этим дело не ограничилось: по словам Трампа, он начал подготовку к переговорам президентов России и Украины, после которых состоится трехсторонняя встреча, уже с его участием. Место планируемого мероприятия, правда, американским лидером не было названо – его еще предстоит определить.
Нет ясности и в вопросе о времени встречи: американские СМИ говорят о сроке до конца августа, Фридрих Мерц сообщил, что президенты России и Украины встретятся в течение двух недель, а Эммануэль Макрон сказал, что встреча Зеленского и Путина состоится «в ближайшие дни». Трехсторонний же саммит, по словам французского президента, пройдет, возможно, через две-три недели.
Отметим, что Кремль о подготовке встречи не сообщал.
Дональд Трамп был оптимистичен и определил встречу с Зеленским и европейскими лидерами как «очень плодотворную». А глава Российского фонда прямых инвестиций, спецпредставитель президента РФ по экономическому сотрудничеству с зарубежными странами Кирилл Дмитриев назвал прошедшее мероприятие важным днем в дипломатии, подчеркнув, что основное внимание уделили прочному миру, а не временному прекращению огня.
«Тот факт, что Трамп отказался от итоговой пресс-конференции, а Зеленский — от интервью, свидетельствует о серьезных промежуточных договоренностях», – такое мнение в Telegram-канале «Внешпол» (@vneshpol) высказал эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Алексей Наумов. – «Точно так же было и после встречи на Аляске: не время для публичности».
Но в любом случае, последнее слово, отметим — за Москвой.