Станет послушнее: в МАИ создали новую систему управления самолётом

Российские учёные ускорили реакцию самолёта на 40 процентов

Читать на monocle.ru

Специалисты Московского авиационного института (МАИ) разработали инновационную систему управления, которая сокращает задержку реакции самолёта на действия пилота на 30–40%. Технология уже протестирована на пилотажном стенде и вызвала интерес у авиастроительных компаний. В перспективе она может стать стандартом для всех российских самолётов, сообщает пресс-служба института.

«Технология основана на замене традиционного способа измерения движения ручки управления», — рассказали в МАИ.

Доцент кафедры 106 «Аэродинамика, динамика и управление летательных аппаратов» МАИ Евгений Ефремов пояснил, что большинство современных самолётов оснащены цифровыми системами управления со сложными алгоритмами, и они реагируют на действия пилота не мгновенно, а с «эквивалентным запаздыванием». Причём, эти цифровые системы ждут, пока пилот окончательно переместит штурвал или ручку. Фильтры и алгоритмы обработки данных добавляют доли секунды задержки и в критических ситуациях это повышает риск потери управления.

Разработка МАИ предполагает, что вместо измерения положения ручки система анализирует усилие, которое прикладывает пилот. Датчики фиксируют силу нажатия мгновенно — ещё до завершения движения. Электронные помехи, которые раньше мешали таким датчикам, теперь эффективно подавляются.

«Это снижает задержку отклика машины на 30–40% и повышает безопасность пилотирования», — добавили в МАИ.

Ефремов также подчеркнул, что пилотам не придётся переучиваться — алгоритм их работы останется прежним, изменится только «начинка» системы.

Как ранее писал «Монокль», в истории создания лёгкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал» не так давно была поставлена очередная точка c запятой. Вместо закрытия проекта, о возможности чего в мае заявил вице-премьер Юрий Трутнев, глава правительства Михаил Мишустин 15 июля объявил новый срок его сертификации — не позднее декабря 2026 года. На исправление конструкционных недоработок выделено 10,3 млрд руб. В июле начались испытания в воздухе двигателя для этого самолета. Однако остается почва для сомнений и в сроках, так как предстоит немало доработать, и в выдерживании всех изначально заложенных характеристик, и в экономике проекта, и в его способности заменить «Байкала» заменить «кукурузник» Ан-2, для чего он, собственно, и создается.