Российские учёные ускорили реакцию самолёта на 40 процентов
Специалисты Московского авиационного института (МАИ) разработали инновационную систему управления, которая сокращает задержку реакции самолёта на действия пилота на 30–40%. Технология уже протестирована на пилотажном стенде и вызвала интерес у авиастроительных компаний. В перспективе она может стать стандартом для всех российских самолётов, сообщает пресс-служба института.
«Технология основана на замене традиционного способа измерения движения ручки управления», — рассказали в МАИ.
Доцент кафедры 106 «Аэродинамика, динамика и управление летательных аппаратов» МАИ Евгений Ефремов пояснил, что большинство современных самолётов оснащены цифровыми системами управления со сложными алгоритмами, и они реагируют на действия пилота не мгновенно, а с «эквивалентным запаздыванием». Причём, эти цифровые системы ждут, пока пилот окончательно переместит штурвал или ручку. Фильтры и алгоритмы обработки данных добавляют доли секунды задержки и в критических ситуациях это повышает риск потери управления.
Разработка МАИ предполагает, что вместо измерения положения ручки система анализирует усилие, которое прикладывает пилот. Датчики фиксируют силу нажатия мгновенно — ещё до завершения движения. Электронные помехи, которые раньше мешали таким датчикам, теперь эффективно подавляются.
«Это снижает задержку отклика машины на 30–40% и повышает безопасность пилотирования», — добавили в МАИ.
Ефремов также подчеркнул, что пилотам не придётся переучиваться — алгоритм их работы останется прежним, изменится только «начинка» системы.
Как ранее писал «Монокль», в истории создания лёгкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал» не так давно была поставлена очередная точка c запятой. Вместо закрытия проекта, о возможности чего в мае заявил вице-премьер Юрий Трутнев, глава правительства Михаил Мишустин 15 июля объявил новый срок его сертификации — не позднее декабря 2026 года. На исправление конструкционных недоработок выделено 10,3 млрд руб. В июле начались испытания в воздухе двигателя для этого самолета. Однако остается почва для сомнений и в сроках, так как предстоит немало доработать, и в выдерживании всех изначально заложенных характеристик, и в экономике проекта, и в его способности заменить «Байкала» заменить «кукурузник» Ан-2, для чего он, собственно, и создается.