«Красная королева» угрожает глобальной и, в первую очередь, американской нефтянке

Американские сланцевики не хотят бурить новые скважины, потому что цены на нефть низкие, а месторождения истощаются быстрее, чем думали раньше.

Читать на monocle.ru

Есть в сланцевой нефтегазовой отрасли такое понятие, как «синдром красной королевы», названный по имени одной из героинь книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Его суть, если коротко, состоит в том, что сланцевые скважины в первый год добычи дают много нефти, но затем их производительность начинает быстро снижаться. Это значит, что нефтяным компаниям приходится инвестировать в производство больше денег, чтобы даже не наращивать добычу, а хотя бы поддерживать ее на одном уровне.

Обычно производительность сланцевых скважин снижается на 70-90% в первые три года эксплуатации. Авторы недавнего исследования Международного энергетического агентства (МЭА) подтвердили, что нефтяные и газовые месторождения истощаются быстрее, чем думали раньше. В результате такой «недолговечности» энергетический сектор вынужден тратить крупные дополнительные средства, чтобы просто поддерживать добычу на прежнем уровне. После 2019 года нефтегазовые компании тратили полмиллиона долларов в год только на то, чтобы компенсировать снижение добычи на существующих месторождениях.

«Все это означает, что для того, чтобы просто стоять на месте, отрасль должна «бежать» быстрее»,- приводит Oil Price слова исполнительного директора МЭА Фатиха Бироля.

Таким образом, МЭА, предупреждавшее не так давно о «мощнейшем затоваривании» нефтяного рынка, делает разворот на 180 градусов. Авторы исследования проанализировали данные приблизительно по 15 тыс. нефтяным и газовым месторождениям и пришли к выводу, что добыча углеводородов становится все более ненадежной из-за растущей зависимости от сланцевых нефти и газа, потому что на сланцевых месторождениях для сохранения уровня добычи приходится постоянно бурить все новые и новые скважины из-за их быстрого истощения. Если нефтяные компании перестанут инвестировать в производство, то добыча нефти рухнет на 5,5 млн бар./день. Это, приблизительно, добыча нефти в Норвегии и Бразилии, вместе взятых. Что касается газа, сообщает Financial Times, то снижение добычи выросло в полтора раза: со 180 млрд м3/год до 270 млрд м3/год.

По данным Reuters, после достижения пика среднее снижение добычи на обычных месторождениях нефти составило 5,6% в год, а газа – 6,8%. В результате, подчеркивается в исследовании МЭА, добыча нефти и газа начинает концентрироваться на Ближнем Востоке и в России, где снижение добычи на огромных месторождениях углеводородов происходит медленнее, чем на сланцевых в Америке. Статистика подтверждает эти неутешительные выводы для американской нефтегазовой отрасли, активность в которой быстро снижается. Так, в августе количество рабочих мест в сланцевом нефтяном секторе США снизилось на 1,7% на фоне почти 12-процентного снижения цен на нефть. В сланцевом секторе США сейчас самые большие сокращения рабочей силы за 3 последних года. Так, Chevron планирует уволить 20% рабочих, а ConocoPhillips – до 25% при том, что обе компании пытаются сохранить уровень добычи при более низких капвложениях.

«Продолжаю считать, что при нынешних ценах на нефть добыча сланцевой нефти в США, вероятно, уже достигла пика и что уровень активности в континентальной части страны (48 штатов, кроме Аляски, Гавайев и других островных территорий) будет оставаться низким»,- написал в письме акционерам по результатам первого квартала глава Diamondback Energy Каес Вант Хоф.

Во втором квартале количество буровых установок у Diamondback снизилось на 4: с 17 до 13. В компании ожидают, что оно не вырастет как минимум до конца текущего года.

Количество работающих буровых установок на всей территории США сократилось в этом году уже приблизительно на 60. Причем, львиная доля пришлась на второй квартал. Сейчас их 536, что очень близко к четырехлетнему минимуму. Особенно заметно снижение активности нефтяников в Пермианском бассейне.

При таких низких ценах на нефть, по мнению экспертов, добыча ее будет оставаться на прежнем уровне недолго и уже через несколько месяцев, ближе к лету 26-го года, наверняка начнет заметно снижаться. Если нефтяные цены останутся такими же, как сейчас, или еще больше снизятся, то сланцевики будут бурить новые скважины еще реже, потому что сейчас главное для них – сохранить наличные деньги для акционеров, а не наращивать добычу любой ценой.