«Восьмёрка» ОПЕК+ 7 сентября в шестой раз подряд решила увеличить добычу нефти. На этот раз на существенно меньший объём — 137 тыс. баррелей в сутки в октябре. Однако при этом «восьмёрка» покусилась на последние добровольные сокращения в 1,65 б/с, объявленные в апреле 2023 года. Тем самым ОПЕК+ окончательно изменила свою торговую стратегию: происходит разворот от политики поддержания цен за счет уменьшения добычи — к возвращению утерянных сегментов глобального рынка и компенсации низких котировок увеличением экспорта. Но не надо забывать о былых добровольных сокращениях, их превышениях и т. п. — эта история еще не закончилась. Тем временем, начинается новая, уже геополитическая.
Восемь стран-участниц ОПЕК+, а именно: Саудовская Аравия, Россия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Казахстан, Алжир и Оман, согласно коммюнике нефтяного альянса, в ходе онлайн-конференции 7 сентября «приняли решение о корректировке добычи на 137 тысяч баррелей в сутки из 1,65 миллиона баррелей в сутки, о которых было объявлено в апреле 2023 года».
Договоренность неожиданная. 3 августа на предыдущих онлайн переговорах члены «восьмерки» вопрос об отказе от добровольных сокращений добычи на 1,65 млн б/с, одобренных 8 апреля 2023 года, не поднимали.
В тогдашнем коммюнике стороны согласились только на «ежемесячные встречи для согласования своих действий на рынке, мониторинга изменений на нем и отслеживания выполнения обязательств по компенсациям перепроизводства». Последнее обязательство, связанное с прошлым перепроизводством производства нефти особо важно.
Дело в том, что согласованные объемы по увеличению добычи за счет выхода из добровольных сокращений на 2,2 млн б/с, одобренных 30 ноября 2020 года, утверждались с учетом компенсаций перепроизводства нефти семью странами-участниками «восьмерки» ОПЕК+ (только Алжир полностью соблюдал свои добровольные обязательства). Так, 16 апреля был опубликован обновленный по сравнению с мартовским документом график компенсаций. Три самых главных нарушителя: Казахстан, Ирак и Оман, обязали погасить перепрозводство до 1 июня 2026 года.
Казахстан, например, должен компенсировать сверхдобычу на 1,299 млн. б/с. Что до сих пор вызывает сомнения. Пока наш сосед добывает даже больше разрешенного. Даже по сообщениям местных СМИ, в июне там выкачивали нефть объемом в 1,8 млн. бочек в день. Тогда как по договоренностям с ОПЕК+ должно быть 1,55 млн. В июле добыча снизилась. Но не намного.
Саудовская Аравия свои перепроизведённые в 15 тыс. б/с погасила еще к 1 мая. Российские 691 тыс. б/с должны быть компенсированы к 1 октября. По словам вице-премьера Александра Новака, дата выдерживается.
В результате складывается интересная ситуация. Добровольные квоты ускоренно убираются, а на самом деле разрешенная добыча растет меньшими темпами.
Например, в сентябре общая увеличенная добыча в ОПЕК+ могла бы вырасти до 32,888 млн б/с. Но с учетом компенсаций — только до 32,36 млн. То есть, на 528 тыс. б/с меньше.
В рамках этих реалий получается, что по договоренностям, достигнутым в ходе пяти ежемесячных встреч в рамках «восьмерки», с 1 октября добровольные дополнительные сокращения добычи в 2,2 млн б/с от ноября 2023 года, досрочно (первоначально они были рассчитаны до 1 сентября 2026 года) приказывают долго жить. Кроме того, ОАЭ подарили еще 300 тыс. бочек.
Но самом деле, это не произойдет из-за компенсаций. Процесс, скорее всего затянется еще на месяц-два.
Поэтому большинство аналитиков рынка и не рассчитывали, что уже в сентябре «восьмёрка» замахнется на более ранние сокращения в 1,65 млн б/с. Так, Александр Новак еще 4 сентября утверждал, что вопрос об увеличении добычи не обсуждается.
На самом деле вряд ли эти дополнительные бочки физически окажутся на рынке. График компенсаций может помешать. Хотя в ОПЕК+ месяц назад сообщали, что 18 августа будет опубликован в очередной раз уточненный график, но о нем до сих пор ничего не известно. В стремлении увеличить добычу в ОПЕК+ от этого документа могут и отказаться.
Тем не менее, по последнему сентябрьскому соглашению «восьмерки» ОПЕК+ «добровольцы» на октябрь получили следующие добычные показатели: Россия — 9,491 млн б/с (+42 тыс.), Саудовская Аравия — 10,02 млн(+42 тыс.), Алжир — 963 тыс. (+4 тыс.), Ирак — 4,237 млн б/с (+17 тыс.), Кувейт — 2,559 млн. (+11 тыс.), ОАЭ — 3,387 млн (+12 тыс.), Казахстан — 1,556 млн. (+6 тыс.) и Оман — 804 тыс. б/с (+3 тыс.).
Какова будет динамика увеличения добычи странами ОПЕК+ пока не известно. В последнем коммюнике дежурно заявляется об обязательном мониторинге рынка, что может привести как остановке процесса, так и к его ускорению. Если будет соблюдаться сентябрьский показатель, то к 1 июля 2026 года последние добровольные сокращения добычи самоликвидируются. И в конечном итоге по сравнению с мартом этого года на рынок хлынет 3,85 млн баррелей в сутки. Что неизбежно сыграет на понижение котировок. Другой вопрос, насколько катастрофичным окажется этот процесс. Как известно, нынешний рост добычи привел к падению нефтяных цен примерно на 12%. Хотя, конечно, здесь негативную роль сыграли тарифные войны Дональда Трампа, добавившие в мировую экономику фактор неопределенности относительно перспектив ее роста.
Есть прогнозы, что нефть марки Brent, упадет в будущем году до 50 доллров за баррель. Но большинство экспертов надеются на сохранение нынешних 65 долларов
.
Возникает предположение, что и Саудовская Аравия и Россия махнули рукой на растущий из-за низких цен на нефть дефициты бюджетов, и намерены для начала вернуть себе те секторы рынка, которые были захвачены нечленами ОПЕК+, прежде всего Канадой, Норвегией, Анголой и Гайаной. А затем даже компенсировать часть недоплученных нефтедолларов за счет увеличения объемов экспорта.
Насколько эффективной окажется новая торговая стратегия ОПЕК+, станет ясно уже в этом месяце. Многое зависит от позиции американского президента Дональда Трампа и руководства ЕС. Они намерены (во всяком случае, по этому поводу раздается множество угроз) объявить вслед за Индией вторичные санкции и остальным странам, покупающим российскую нефть. Но заставит ли это страны пойти на попятный? В самый день последнего заседания «восьмерки» ОПЕК+ министр торговли США Говард Латник в духе угроз выдал прогноз, что Индия через месяц-два откажется от российской нефти. Примерно ту же угрозу ранее сформулировал главный идеолог тарифных войн старший советник Трампа по торговле Питер Наварро.
Если Нью-Дели гипотетически отказывается от нашей нефти, то с рынка исчезает до 1,5 млн б/с. Это 1,5% мирового предложения. Это неизбежно ведёт к существенному росту цен, что Трампу не выгодно. Он и так постоянно требует от Эр-Рияда как раз снижения котировок.
Однако в результате роста предложения от ОПЕК+ значительная часть нефтяного дефицита будет фактически компенсирована нефтяными союзниками России. Значит и цены повысятся в меньшей мере.
Таким образом, «восьмёрка» ОПЕК+ с Россией в составе включилась в довольно опасную геополитическую большую игру. И здесь понадобится филигранные стратегия и тактика нефтяных министров ОПЕК+, чтобы не проиграть Западу в ценовой войне.