Ювелирная компания Sokolov начинает пилотные продажи своих украшений через торговые автоматы. До конца ноября планируется установить 17 автоматов в аэропортах и продуктовых сетях с высокой проходимостью. А в 2026 году численность таких точек может вырасти до 1000. За счет нового канала продаж компания попытается расширить свое присутствие в рознице, поскольку такой формат легко масштабировать, заодно сократив расхода на персонал и аренду.
По словам директора по маркетингу Даниила Хрусталева, уже установлено 8 автоматов: 4 - в Москве и по одному - в Казани, Костроме, Воронеже и Перми. В рамках пилотного проекта ожидается, что один автомат заработает не менее 1,8 млн выручки в год. Таким образом, уже через год компания должна получить дополнительно к общей выручке около 2 млрд рублей. Напомним, что в 2024 году выручка Sokolov превысила 68 млрд руб. - это второй результат на рынке после Sunlight (115 млрд руб.).
На мировом рынке продажи ювелирки и золотых монет через вендинг-автоматы известны давно. Первая точка с монетами и слитками была установлена в аэропорту Франкфурта-на-Майне в 2009 году. Позднее в Лондоне появились автоматы ювелирных сетей Aurum и Tiffany& Co. В Японии местный ювелирный бренд продает через вендинг-автоматы украшения с жемчугом. В США автомат с дизайнерскими ювелирными изделиями установлен в Бруклинском музее в Нью-Йорке. Что-то подобное есть и в Дубае. Известно также, что Сбербанк планировал установить вендинговые автоматы по продаже золотых монет с олимпийской символикой, но потом отказался от этой затеи. Целевая аудитория подобных проектов - как правило, состоятельные люди, которые устраивают себе своего рода развлечение.
Считается, что среди наиболее дорогих направлений в вендинге, к ним помимо продажи золотых слитков относится продажа автомобилей, бизнес на ювелирных изделиях самый предпочтительный. В общем же рейтинге наиболее популярных торговых автоматов ювелирный вендинг располагается в конце первой сотни, по соседству с автоматами аренды велосипедов и продажи бритвенных станков.
Так или иначе, вендинговый проект вписывается в агрессивную стратегию Sokolov, включающую развитие всех каналов продаж - от опта и классической розницы до франчайзинга и торговли через маркетплейсы, а также открытия магазинов за границей. Это может оказаться и нетривиальным ответом на общее снижение динамики рынка. Если в 2024 году продажи ювелирной продукции в России выросли на 26%, до 461 млрд руб., то в в первом полугодии 2025 года темпы роста снизились до 12%, и по итогам года прогнозируется рост не более 14%.