ФАС пригрозила санкциями Wildberries и Ozon за нарушение прав предпринимателей

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовится принять жёсткие меры в отношении крупнейших российских маркетплейсов — Wildberries и Ozon

Читать на monocle.ru

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готовится принять жёсткие меры в отношении крупнейших российских маркетплейсов — Wildberries и Ozon. 

Причиной стали многочисленные жалобы предпринимателей на новые правила работы торговых площадок, передаёт ТАСС.

Экспертный совет при ФАС провёл детальный анализ практик работы маркетплейсов и выявил серьёзные нарушения. В частности, по мнению специалистов, действующие правила работы площадок содержат признаки ущемления интересов как продавцов, так и покупателей.

Основные претензии касаются следующих нововведений. Так, Wildberries внедрил систему индекса остатка товара, которая вынуждает предпринимателей либо платить повышенную стоимость за хранение, либо соглашаться на принудительные скидки.

Кроме того, маркетплейс использовал механизм «Конструктор тарифов», не позволяющий отказаться от дополнительных услуг до установленного срока. Ранее, как известно, действовал инструмент «Привлекательная цена», принудительно устанавливающий стоимость товаров. Он был отменён в сентябре текущего года.

Проблемы с Ozon связаны с новыми правилами обработки возвратов. Так, с 1 октября 2025 года площадка изменила порядок работы с отмененными или возвращенными заказами. Теперь такие товары автоматически отправляются на склады маркетплейса для повторной продажи, лишая продавцов возможности распоряжаться ими самостоятельно.

Дополнительные сложности возникают и при вывозе товаров со складов Ozon. Предприниматели всё чаще сталкиваются с невозможностью забронировать время для самостоятельного вывоза продукции. При этом площадка не гарантирует соблюдение установленных сроков, что приводит к дополнительным расходам на хранение товаров.

В этой связи ФАС требует от маркетплейсов пересмотра новых правил работы. Особое внимание уделяется прозрачности механизмов взаимодействия с продавцами и учёту интересов малого и среднего бизнеса. В случае невыполнения рекомендаций ФАС готова применить меры антимонопольного реагирования против нарушителей.

Представители службы напомнили о необходимости корректировки действующих правил для смягчения их влияния на малый бизнес. Новые механизмы, указали в ФАС, должны быть понятными и прозрачными, а также учитывать ценовую политику предпринимателей.