Квартирный кризис мешает Германии создать сильнейшую армию Европы

Читать на monocle.ru

В ФРГ назревает конфликт между Министерством обороны и властями на местах, связанный с бывшей военной недвижимостью, которая сейчас неожиданно стала очень востребованной.

Фридрих Мерц и его правительство оказались перед трудным выбором. Во время избирательной кампании Мерц обещал перевооружить бундесвер и вновь сделать его сильнейшей армией Европы, но выполнить это обещание будет нелегко. Среди множества проблем и одно неожиданное, на первый взгляд, препятствие. Возвращению немецкой армии славы самой сильной в Старом свете может помешать дефицит… жилья и места для полигонов, где будут готовиться новобранцы.

Хотя если задуматься, то препятствие это не такое уж и неожиданное, потому что военнослужащим необходимо где-то жить. Бундесвер уже давно испытывает серьезные проблемы с казармами: многие находятся в плачевном состоянии и нуждаются в ремонте. К тому же, казарм просто не хватает. С учетом же того, что планируется увеличение численности немецкой армии в течение 5 ближайших лет на 80 тысяч человек, проблема нехватки жилья для военных становится особенно актуальной и важной.

Серьезность проблемы хорошо видна на примере Гедельберга. Последние 10 лет жители этого старинного города на юге Германии перестраивали бывшую американскую военную базу в новый жилой район, рассчитанный на 10 тысяч жителей. Однако в августе этого года федеральное правительство остановило стройку и заявило, что планирует вернуть площадке ее старые функции, т.е. передать ее военным, но не американским, а немецким. Как нетрудно догадаться городские власти и жители Гейдельберга, надеявшиеся хотя бы немного ослабить жилищную проблему в городе, не в восторге от решения Мерца и его министров. Мэр Гейдельберга Юрген Одзук жалуется на острую нехватку жилья и называет квартирный вопрос «огромной проблемой».

После 24 февраля 2022 года власти Гейдельберга встревожились и ускорили покупку базы, на которой до ее закрытия в 2013 году находились 16 тыс. американских военных. После прихода к власти Фридриха Мерца с его зацикленностью на выдуманной им же российской угрозе и идее возвращения бундесверу былой мощи опасения Одзука и гейдельбержцев начали сбываться.

В 2011 году, когда Германия отказалась от обязательного призыва в армию, в стране неожиданно появилось множество ненужных военных баз и городков. Минобороны ФРГ тогда решило продать 31 военный объект для превращения их в жилые кварталы, чтобы решить жилищную проблему, особенно острую в небольших городках типа Гейдельберга. Количество бесхозных военных объектов увеличилось и за счет решения Пентагона резко сократить численность американского контингента, расквартированного на территории Германии.

«И повышение обороноспособности, и необходимость решать проблему с дефицитом жилья вполне логичны и оправданны,- комментирует новый внутренний конфликт в Германии преподаватель университета Тюбингена Бенджамин Шарте, занимающийся этой проблемой,- но места объективно не хватает. Проблема эта очень болезненная, но ее все равно необходимо решать. Причем, решать максимально открыто…»

В начале октября министр обороны ФРГ Борис Писториус заявил, что процесс перевода бывшей собственности Минобороны под гражданские цели будет приостановлен и что казармы, находящиеся на балансе департамента федеральной собственности BImA, будут все проверены. Возвращение военных объектов, которые еще не так давно, казалось, были не нужны военным, в строй – один из пунктов большой программы перевооружения бундесвера и повышения его обороноспособности. В 2024 году департамент строительства в Минобороны расширил свою деятельность на 20%. Обновление военной инфраструктуры может обойтись немецким налогоплательщикам к 2040 году более чем в 67 млрд евро. Писториус озвучил цели по линии размещения военных: планируется построить 270 новых казарм на 40 тыс. человек, строительство которых начнется в 2027 году.

В бундестаге сейчас обсуждается новый закон, призванный ускорить перевооружение немецкой армии, включая и строительство новых казарм. Большое место в проекте этого закона уделено борьбе с бюрократией. К примеру, контракты на строительство стоимостью менее 1 млн евро можно будет заключать без проведения обязательных тендеров, что должно, надеются авторы закона, значительно ускорить работы.  

Что касается Гейдельберга, то у горожан осталась последняя надежда на получение новых квартир – надежда на то, что в Минобороны посчитают бывшую американскую базу не соответствующей требованиям бундесвера, после чего строительство жилья можно будет возобновить.