Инциденты с парой десятков неопознанных беспилотников наделали в Европе очень много шума. Что бы ни упало на территории Польши, без боевых частей и не причинив вреда, эмоции по этому поводу — это совсем не то, что злорадствовать по поводу дронов, летящих в сторону России. Реакция был разнообразной, от панической до спокойной со стороны тамошних военных, а глава Украины попытался прихотливо связать инцидент с морским экспортом нефти из РФ.
Новая серия «мыльной оперы» под названием «Отражение русской угрозы» началась 9 сентября, когда власти Польши в преддверии российско-белорусских стратегических учений «Запад-2025» заявили, что закрывают границу с Белоруссией. Мера была объявлена как бессрочная, хотя хорошо известно, что учения продлятся с 12 по 16 сентября. Кроме того, закрывалось польское воздушное пространство. Схожие решения приняли Литва, Латвия и Эстония. В Кремле заявления и действия западных лидеров восприняли как «эмоциональную перегрузку».
А в ночь на 10 сентября 2025 года военные Польши заявили, что воздушное пространство страны нарушили российские беспилотники. Глава правительства Дональд Туск сообщил о 19 объектах. Чтобы их перехватить, Варшава подняла в воздух собственную и союзную авиацию, а четыре аэропорта были временно закрыты.
Польша не представила фактов, доказывающих принадлежность беспилотников России. Москва ожидаемо отвергла озвученные обвинения. Кроме того, российский МИД заверил в отсутствии интереса к эскалации, а Минобороны выразило готовность к двусторонним консультациям по беспокоящим Польшу вопросам. Однако тон в Варшаве не поменяли.
Более того, Франция решительно осудила «вторжение» и направила в Польшу три истребителя Rafale, Британия предоставила истребители Eurofighter Typhoon, Чехия – три вертолета Ми-17 и около сотни военных, Швеция – средства ПВО и авиацию. Нидерланды решили предоставить зенитные ракетные комплексы Patriot, средства борьбы с беспилотниками и 300 военных. Германия удвоила число истребителей Eurofighter у польской границы.
Впрочем, НАТО не расценило инцидент как нападение на альянс, но это был первый случай, когда его самолеты атаковали угрозы в воздушном пространстве союзника.
Произошедшее стало предлогом для начала 12 сентября операции «Восточный страж», нацеленной на оперативную переброску сухопутных сил к границам России. После скандала вокруг «российских» дронов в небе Польши одно за другим стали приходить сообщения о замеченных якобы неопознанных БПЛА в небе других стран ЕС. Это напомнило бум сообщений в США после Второй мировой войны о том, что наблюдали «летающие тарелки».
А 19 сентября премьер-министр Эстонии Кристен Михал сообщил, что эта страна приняла решение задействовать статью 4 Устава НАТО и запросить консультации с союзниками для случаев угрозы безопасности. Основанием стало утверждение, будто утром того же дня три российских истребителя МиГ-31 вторглись в воздушное пространство Эстонии. И якобы только военные самолеты НАТО вынудили их покинуть эстонское небо.
В свою очередь, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в конце сентября выдвинула идею создания «стены дронов» вдоль восточного рубежа ЕС. То есть предложила развернуть системы для отслеживания и нейтрализации беспилотников.
Весь опыт последних лет показывает, тем не менее, насколько сложной является эта задача. Неизвестно, насколько отдают себе в этом отчет в ЕС, но вот что там уже, очевидно, начинают понимать, это то, что накачка Украины оружием способна обернуться против Европы бумерангом.
Разумные слова в саязи с инициативой главы ЕК произнес Эммануэль Макрон, заявивший: «Иногда я с опаской отношусь к слишком общим терминам. Существуют ли железные купола для европейцев или стены из дронов? Все гораздо сложнее и изощреннее!».
Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2025/10/06/makron-vysmeyal-fon-der-lyayen-iz-za-slov-o-stene-dronov
Российский МИД, комментируя истерию, разразившуюся в Европе, заявил, что она нацелена на оправдание расходов на милитаризацию ЕС. А пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что «создание стен – это всегда плохо, как показывает история».
Более того, известно, что в целом ряде европейских стран скептически оценивают вероятность конфликта с Россией и не хотят увеличивать военные расходы. А Германия, Нидерланды и Швеция выражают озабоченность необходимостью дополнительных займов на эти цели. СМИ также сообщают о разногласиях по этому вопросу внутри самих стран.
Даже Еврокомиссар по обороне Андрюс Кубилюс не скрыл скепсиса: он заявил, что создание «стены дронов», по всей видимости, займет около года, сославшись на слабые технические возможности у ЕС для обнаружения малых и низколетящих БПЛА.
Впрочем, главная проблема для проекта – в интенсивном движении пассажирских и грузовых самолетов в воздушном пространстве Евросоюза, предположили СМИ. А бывший президент Литвы Даля Грибаускайте усомнилась, что удастся выстроить «стену» за год, учитывая принятые в ЕС бюрократические процедуры.
При этом вполне ожидаемо в ходе скандала с беспилотниками напомнил о себе киевский режим. Его глава Владимир Зеленский уже 10 сентября озвучил идею создания в ЕС общей с Украиной системы ПВО, а потом продублировал предложение 29 сентября, в ходе выступления на Варшавском форуме по безопасности. Но эта идея означает прямое втягивание Европы в боевые действия против России, а потому, опять же, вряд ли вызовет общее согласие в ЕС. Не добавляет перспектив этой линии киевского режима тот факт, что Москва открыто обвинила его в намерении организовать провокацию – ударить по Польше и Румынии дронами, которые однозначно будут признаны как российские, чтобы добиться вмешательства НАТО в конфликт на Украине.
Зато другое предложение украинского лидера явно отвечает европейским чаяниям, замечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), профессор Финансового университета при правительстве РФ Константин Симонов. И для его реализации не потребуется выстраивание сухопутных «стен». Оно касается стремления, которое объединяет весь «коллективный» Запад – лишить Россию доходов от мировой торговли нефтью. Зеленский обвинил Москву ни много ни мало в использовании нефтяных танкеров, курсирующих по Балтийскому морю, для базирования и запуска беспилотников, и призвал Варшаву перекрыть свои воды для пресловутого «теневого флота». И хотя президент Польши Кароль Навроцкий парировал, что подобные «решения не принимаются на основе слов президента Зеленского, поскольку это повлечет за собой конкретные социальные и экономические последствия», все же уточнил, что ожидает анализа от военных по этому вопросу.
И не удивительно, замечает эксперт. Ныне действующий санкционный механизм против российского экспорта нефти не работает. Это касается всех 18-ти пакетов, которые Евросоюз ввел, и то же самое, по мнению Симонова, ждет следующий, 19-й пакет. Меры, которые в него заложены, хорошо известны, и они не сработают, уверен собеседник «Монокля». Не дают ожидаемого Западом эффекта ни снижение потолка цен, ни охота на «теневой флот», ни «черные списки» трейдеров. Если под санкции попадут «Роснефть» и «Газпромнефть», это тоже не даст нужного Брюсселю результата, уверен эксперт. А морской экспорт российской нефти в сентябре достиг максимума за 16 месяцев – с апреля-мая 2024 года. То есть, ЕС действует в рамках уже известных санкционных мер, которые поставщики научились преодолевать.
Отсюда – очевидная выгода для Евросоюза считать, будто бы «Россия запускает БПЛА по Европе с нефтяных танкеров». Ведь просто задерживать их на систематической основе оказалось фактически неразрешимой задачей. Россия четко и неоднократно давала понять, что будет считать такие акции пиратскими захватами, напоминает Симонов. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. И лишаемые своих объемов страны-покупатели российского «черного золота» будут согласны с такой позицией.
С другой стороны, ЕС не может ввести санкции или дополнительные тарифы против этих стран. Ведь товарооборот Европы, например, с Индией и Китаем превышает 850 млрд долларов. Отказ от этой торговли будет означать крах экономики.
Поднять градус напряженности в море, прежде всего – на Балтике, это действительно серьезный вызов, полагает эксперт. Вопрос лишь в том, готовы ли к таким действиям европейцы. Ситуация вокруг танкера Boracay, который на днях задержала Франция на том основании, что он относится к «теневому флоту», разрешилась в ночь на 3 октября. Произошло это практически после того, как президент России Владимир Путин публично обозначил произошедшее задержание пиратством.
Комментируя этот захват, Симонов напоминает о предыдущем случае, когда в мае 2025 года Эстония попыталась задержать один из танкеров, считающийся в ЕС «теневым», в своей экономической зоне. Судно шло под загрузку в Усть-Лугу. И это были не воды Эстонии, экономическая зона – это не территория страны, и, согласно морскому праву, у Таллина не было полномочий для задержания танкера. Когда в небе появился российский истребитель, эстонский спецназ ретировался. А потом и Россия задержала эстонский танкер, но уже в своих в водах, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. С тех пор подобных случаев не было. И вот – Boracay.
Однако заверения президента Польши о том, что он в принципе не исключает перекрытия Балтики для «теневых» судов, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов оценивает, как типичный вброс. Цель – прощупать почву для возможных новых ограничений против нашей страны. Впрочем, этот вброс, на взгляд эксперта, не будет иметь реальных последствий, хотя у стран НАТО есть чисто техническая возможность осуществить подобную блокаду. Правда, безотносительно той ответной реакции России, которую спровоцирует ЕС подобным шагом, ясно, что он приведет к резкому росту цен на нефть. А последствия для российской экономики будут менее чувствительными, чем для европейской, убежден собеседник «Монокля».
Да, российский морской экспорт нефти все равно будет, соглашается Симонов. Но арест судов и перекрытие Балтики – это реальность, на которую европейцы теоретически могут решиться. Просто такой шаг – это casus belli, то есть основание для начала войны.
«На что рассчитывают европейцы? Что они будут арестовывать суда не с российскими флагами. И если Россия будет вмешиваться, они будут недоумевать “Там флаг не ваш”. Но надо четко понимать, что Москва сама может и должна заявлять в таких случаях, что не допустит нарушения Конвенции по морскому праву. На каком основании, собственно, эти задержания происходят, тем более не в территориальных водах? И это может быть чревато прямым военным конфликтом», – рассуждает Симонов.
Но сейчас истерия переходит в практическое русло, замечает он. Во всяком случае, инцидент у берегов Франции ясно на это указывает. Россия явно будет защищать этот транзит силами и ВМФ, и ВКС, уверен эксперт. Ведь это критически важно с точки зрения функционирования экономики страны. В ЕС это отлично понимают, и пока не пересекли черту.
Добавим, что и не пересекут. У Зеленского было уже немало далеко идущих планов, даже некий «план победы», так что нынешние «далеко идущие дроны» отправятся туда же, куда и прежние, в воды забвения то бишь.