Отставки от Эмманюэля Макрона сейчас требуют не только его противники, но и союзники, включая даже однопартийцев.
Мрачное настроение в Киеве, кроме общей обстановки на фронте, сейчас усиливает и ситуация во Франции. Президенту Макрону, одному из главных союзников Украины, сейчас, по крайней мере, это подсказывает логика, должно быть не до Киева. После отставки очередного премьера, не продержавшегося на своем посту и месяца, ему сейчас впору думать о себе и о своей судьбе в политике, а не о помощи ВСУ.
Давление на президента Макрона после отставки его союзника Себастьяна Лекорню еще больше усилилось. Выбор у него, как у богатыря из русских былин, оказавшегося перед роковым камнем, небольшой: выбрать нового премьера, уже трудно сказать, какого по счету, за время его президентства; назначить очередные внеочередные парламентские выборы и, наконец, уйти в отставку. Отставки, на которую он категорически не согласен, от него сейчас требуют как противники с правого и левого флангов политического ландшафта, так и центристские союзники. Причем, численность последних и это, пожалуй, больше всего должно беспокоить сейчас Макрона, стремительно увеличивается.
Себастьян Лекорню ушел в отставку 6 октября, окончательно убедившись, что оппозиция, с которой он три недели вел бесплодные переговоры о создании правительства, не собирается идти на компромиссы, а требует или новых выборов в парламент, или отставки президента. Такой настрой правой и левой оппозиции делает перспективы достижения успеха очередным премьером, назначенным Макроном, очень сомнительными.
«Каждая партия ведет себя так, как будто у нее большинство в парламенте»,- вполне справедливо пожаловался на днях телеканалу France 24 Лекорню.
Если Эмманюэлю Макрону и следует кого-то винить в глубоком политическом кризисе, то только себя самого. Нынешний кризис начался в прошлом году после того, как он, очевидно, просчитавшись, неожиданно для всех распустил парламент и объявил внеочередные выборы. Свое решение Макрон тогда объяснил желанием «прояснить» обстановку в Национальной ассамблее, нижней палате парламента Франции, расколотой на несколько фракций. Выборы вместо ясности, однако, привели Пятую республику в политический тупик, из которого она не может выйти уже больше года.
Трех последних французских премьеров: Мишеля Барнье, Франсуа Байру и Себастьяна Лекорню, кроме поста, естественно, объединяет то, что они, как говорится, «надорвались» на бюджете, который и стал формальной причиной их отставок. Главной чертой всех проектов бюджета является сокращение расходов и рост налогов для снижения крупнейшего среди больших европейских экономик дефицита бюджета, достигшего в прошлом году 5,8% ВВП.
Сегодня вечером истекают 48 часов, которые президент Макрон неожиданно дал Лекорню вечером в понедельник для «последних дискуссий», чтобы уговорить политиков из соперничающих партий найти компромисс и наконец выбраться из тупика.
Эмманюэль Макрон неоднократно заявлял, что намерен доработать свой второй президентский срок до конца, т.е. до 2027 года. Говоря о выборе перед президентом, следует напомнить, что Лекорню был пятым по счету главой правительства Франции менее чем за два последних года и что назначение представителя оппозиции, скорее всего, будет для Макрона самоубийством.
Так же непривлекательно для президента Макрона выглядит и роспуск парламента и назначение даты новых выборов, потому что все опросы общественного мнения сейчас в Пятой республике возглавляет консервативная националистическая партия Марин Ле Пен «Национальное объединение» (бывший «Народный фронт»): за нее готовы проголосовать 32% избирателей, а за левое объединение «Новый народный фронт» - 25%.
Из трех зол Эмманюэль Макрон, вероятно, выберет наименьшее, которым, по мнению большинства экспертов, является назначение нового премьера. Скорее всего, преемник Лекорню и всех остальных экс-премьеров Макрона долго тоже не продержится. Расчет здесь может быть на то, что президент будет назначать новых глав правительства до тех пор, пока оппозиции не надоест бороться с его ставленниками и она не согласится принять бюджет. Скорее всего, новым президентским назначенцем будет не такой же, как он, центрист, а кто-то из левоцентристской Социалистической партии. Конечно, это тоже оппозиция, но все же в отличие от крайних правых и левых оппозиция умеренная, с которой, по мнению Макрона, о чем-то можно хотя бы попытаться договориться.